Занятие по тестопластике в старшей группе. Конспект занятия по тестопластике в старшей группе. Интеграция образовательных областей

Тип занятия: закрепление знаний и способов.

Форма проведения: традиционная.

Проблема: «Из чего можно слепить ёлочку».

Игровая мотивация: «Давайте украсим нашу ёлочку».

Виды детской деятельности:

Игровая; коммуникативная; продуктивная; чтение (восприятие ) художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. образовательная: закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
  2. воспитательная: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное во всем многообразии.
  3. развивающая: развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто).

Методы: словесные, наглядные, практическая работа.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.

Деятельность учащихся: поисковая (при подготовке сообщения), самостоятельная творческая деятельность (в процессе лепки).

Предварительная работа: рассматривание изображений ёлки, сосны,обработка основных приемов лепки, работа со стекой и бросовым материалом.

Материал: солёное тесто, мука (чтобы тесто не прилипало), вода, акриловые краски (золото, серебро), дощечка, салфетка, кисть, украшения для ёлочки, ленточки, шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки.
План занятия:

  • Организационный момент.
  • Мотивация.
  • Актуализация знаний и способов действий.
  • Самостоятельное применение знаний.
  • Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть.
Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник. Этот праздник самый волшебный из всех праздников.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это праздник Новый год.

Вы прослушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку.

На них зелёные иголочки.

Ну, что тут думать? Это (Ёлочки).

(Н.В. Ёлкина и др. «1000 загадок» - Ярославль; изд. «Академия развития».)

Стихотворение:

Вырастала ёлка

В лесу на горе,

У неё иголки

Зимой в серебре,

У неё на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах…
(Е.Трутнева; Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких»).

2. Мотивация.

Сегодня мы свами будем лепить ёлочку. Я уже подготовила соленое тесто из муки, воды и соли. Постановки цели занятия: будем лепить елочку.
Рассматривание образца поделки.

3. Актуализация знаний и способов действий.

Техника выполнения поделки:

Скатаем из теста шарик примерно в половину куриного яйца.

Расплющим его в пластину – это основа ёлочки.

С помощью шаблона формируем ёлочку, лишнее тесто отрезаем стекой.

Формируем ёлочку по принципу пирамидки – 3 яруса (большой, средний и маленький).

4. Самостоятельная работа детей.

Помощь воспитателя при необходимости.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»:
Перед нами ёлочка: Дети поднимают руки и соединяюткончики пальцев, образуя макушку ёлки.

Шишечки, Показывают движениясогласно тексту стихотворения.

Иголочки,

Фонарики,

И свечки,

Человечки.

5. Итог занятия.

Динамическая пауза: «С Новым годом»!
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания.
С Новым годом! С новым годом! Дети стоят лицом в круг.

Здравствуй дедушка мороз!

Он из леса мимоходом Дети идут по кругу, «несут» ёлку на плече.

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток Стоят лицом в круг.

Загорелась, как всегда, Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом Снова поднимают руки.

Пятикрылая звезда. Опускают руки.

Рефлексия:

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили нашу ёлочку?

Как мы нарядили нашу ёлочку?

Какой скоро будет праздник?

Воспитатель: Ребята, я думаю, что вам было интересно. Не забудьте повесить ёлочку из соленого теста на настоящую новогоднюю ёлку!

Цель : Вызвать интерес, желание слепить божью коровку. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы. Развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).

Используемый материал : солёное тесто (соль, мука), стеки, кисточки, стакан с водой.

1. Введение в тему: звучит музыка («Полёт шмеля»), дети высказывают свои мнения, которые возникают у них при прослушивании данного произведении. А если бы этой музыкой «изображали» какое-то животное, то кто бы это мог быть, а если насекомое?».

Во время этой беседы дети смотрят иллюстрации насекомых, о которых идёт речь.

После этого вступления детям предоставляется образец поделки, который им нужно сделать. Анализ образца:

— рассматриваем образец;

— придумываем свою композицию.

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, поочередно сгибают пальцы в

Это жук с зеленым брюхом. кулак, начиная с большого.

Это кто же здесь звенит?

Ой, сюда комар летит! вращают мизинцем.

Прячьтесь! прячут рукиа спину

3. Практическая часть. Музыкальный фон: «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (Н. Римский-Корсаков.)Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

4. Заключение:

— Дети анализируют свою поделку: всё ли они успели сделать, какое «настроение» у их жука.

Детям предлагается высказать свои мысли и впечатления о полученной информации на занятии: что узнали нового, может неожиданного для себя, изменилось ли отношение к некоторым насекомым, которых раньше боялись или не любили и т.д.

Можно провести игру «Жук».

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке. (дети показывают)

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью

Улетел мой милый жук, улетел на крыльях. (дети машут крыльями

Тема: «Цветы»

Программное содержание:

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям –

мамам и бабушкам.

Показать варианты изображения цветов.

Учить лепить цветы разными способами: моделировать пальцами рук

(раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и

заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или

стекой.

Развивать чувство формы и ритма.

Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с растительными элементами декора. Рассматривание изображений цветов в детских альбомах по разным видам декоративно-прикладного искусства.

Ход работы:

Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Дети, давайте сядем все на коврик, закроем глаза и представим, как добрые нежные руки мамы гладят нас по головке, им тепло и приятно, потому что самый добрый человек на свете – это мама.

Мини-этюд «Цветочная поляна».

Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу. Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке каждый цветочек.Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вверх, влево, вправо. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку! Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Воспитатель: Ребята, хотите вы слепить в подарок мамам и бабушкам необычные цветы из теста.

Варианты: (показ педагогом)

— расплющиваем или раскатываем мягкий ком из соленого теста;

— вырезаем цветы стекой по шаблону;

— вырезаем цветы формочками для выпечки;

Пальчиковая гимнастика

«Алые цветки» (педагог вместе с детьми двигает пальчиками под текст стихотворения)

Наши алые цветки

соединить ладони в форме тюльпана.

Распускают лепестки.

медленно раскрыть пальцы.

Ветерок чуть дышит,

плавно покачивать кистями рук из стороны в сторону

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

медленно закрыть ладони.

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Подсказать детям, что вылепленные цветы можно украсить бисером, бусинами, пуговицами.

Практическая деятельность детей. Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

В конце работы дети рассматривают цветы, обсуждают с какими словами можно их подарить маме и бабушке. Затем выкладывают их на просушку.

Тема «Черепаха»

Программное содержание: Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д.

Оборудование : Соленое тесто, дощечки, стеки, большая доска.

Ход работы:

Накануне занятия дети вместе с воспитателем рассматривают черепаху, беседуют о ней.

Пальчиковая игра «Черепаха».

(Рука сжата в кулак, показать большой палец и спрятать его.)

«Вот моя черепаха,

Она живет в панцире,

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

Она высовывает голову,

И прячет ее обратно, дети вместе с педагогом выполняют движения

Когда хочет спать».

Педагог предлагает вспомнить из каких частей состоит ее тело. После этого воспитатель объясняет, как лепить черепаху. Он берет кусок соленого теста, делит его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепит панцирь с туловищем - скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок теста он делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища - это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.После объяснения воспитатель предлагает детям подумать, что будет делать черепаха. Каждый должен придумать что-то свое: черепаха может ползти - лапы раздвинуть в разные стороны; может испугаться - тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь ит. д. В ходе работы воспитатель помогает детям, советует, показывает, как нужно лепить. В конце отмечается выразительность каждой фигурки.

Тема «Гриб-боровик»

Цель: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение.

Ход работы:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы».

расставляет грибы (муляжи).

— «Куда это мы с вами попали?» (дети рассказывают, что можно видеть в лесу, кто там живет, какие грибы они знают, уточняют представления о внешнем виде и особых вкусовых свойствах)

Пальчиковая игра «Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят

Там грибы я соберу. руки в стороны

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики

Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная

Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки.

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав-

Пусть останется в лесу! ляют, грозят ему.

Игра «Прятки» (на фланелеграфе). Воспитатель меняет местоположение гриба (использование предлогов «за», «под», «перед»).

Каждому ребенку предложить взять гриб, рассмотреть его, найти сходства между грибами, различия, рассказать о своем грибе по схеме: размер– цвет шляпки – форма. Вспомнить, как лепили гриб из пластилина, способы лепки.

Самостоятельная работа детей, по необходимости оказывать помощь.

Тема «Ежики-колючки»

Цель: Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.

Материалы: соленое тесто, для иголок разный материал на выбор(семечки, зубочистки, крупа, макароны…), стеки, клеенки…

Ход работы:

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

После беседы о внешнем виде и образе жизни ежей прочитать рассказ Е.Чарушина «Ежик».

Воспитатель предлагает слепить ежиков с разными колючками (рассмотреть предлагаемый материал). Поинтересоваться, как дети будут лепить ежа (из целого куска теста).

  1. Расскатываем в овал;
  2. Вытягиваем и заостряем носик;
  3. Оформляем колючки (по своему желанию);
  4. Оформляем мордочку

Игра «Ежик»

Дети встают в круг. Руки вытягивают вперед. В центре – еж.

Все говорят такие слова:

— что ж ты, еж, такой колючий?

А еж отвечает:

— это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

На слова «медведи» «еж» бежит по кругу и старается запятнать детей, т.е. дотронуться до рук, а дети должны быстро убрать руки.

Дети берут тесто, готовят свое рабочее место, выбирают по своему желанию материал для иголок и начинают лепить.

После просушки изделий разместить ежиков на «полянке» и оформить выставку «Вот ежик – ни головы, ни ножек»

Конспект занятия: Оберег «Подкова на счастье»

Закрепление элементарных умений и навыков в технике «тестопластика»; воспитание эмоциональной отзывчивости культуры восприятия народного искусства.
Задачи:
1. Обучающая:
расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, дать знания о символике подковы и цветка подсолнечника, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении изделий из соленого теста; Изготовить оберег «подкову на счастье», в технике тестопластика.
2. Развивающая:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес.
3.Воспитательная:
воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, содействовать бдительности соблюдения требований безопасного труда.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: Комбинированное.
Материально – техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, наглядное пособие, технологическая карта. Доски для лепки, стеки, стаканчики, кисточки, скалки, готовое солёное тесто, шаблоны, фартуки, влажные салфетки.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физ.- минутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами закрепляем умения и навыки работы в технике «тестопластика» и продолжим знакомиться с народным искусством и научимся изготавливать оберег «Подкова на счастье»».
Девизом нашего занятия будет пословица: «Рукам работа, а – душе праздник!»
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
II. Вступительное слово. История возникновения лепки из соленого теста.
Ребята, а что вы знаете о солёном тесте? (Ответы детей)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке являются наши руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше вам дадут возможность лепить, тем лучше развиваются ваши навыки владения собственными руками.
А когда вы поймёте, что из одного комка вы сможете создать неисчислимое количество образов - лепка станет любимым занятием на долгие годы....
А кто-нибудь знает, что такое «Тестопластика»? (Ответы детей)
Действительно, техника Тестопластики – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. (Приложение№1)(Слайд № 1 -3)
А, Аня Д. нам расскажет об истории возникновения лепки из солёного теста
Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов соленого теста.
Классический рецепт: мука, соль, вода.
Современный рецепт: мука, соль, вода, растительное масло, клей ПВА.
Предлагаю вместе сделать замечательный подарок оберег «Подкова на счастье». Подкова - это один из самых древнейших оберегов, она приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (говорил великий изобретатель Эдисон).
Подкова – очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.
Но прежде чем, мы приступим к работе, послушайте сообщения, которые подготовили старшие ученики: о подкове нам расскажет С. Карина
(Приложение№2)(Слайд № 4 -7)
Украшать нашу подкову, мы будем цветком подсолнуха. А своими знаниями о подсолнечнике с нами поделится У. Света. (Приложение №3) (Слайд № 8)
Мы с вами объединим магические свойства подковы и цветка подсолнуха в одно изделие, тем самым усилим силу оберега. Физ. - минутка:
Я предлагаю поработать в двух командах: дети и педагоги, устроим небольшой конкурс.
Чья поделка окажется лучше?
Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним
технику безопасности при работе с инструментами и солёным тестом:
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд. Тесто ни в коем случае нельзя брать в рот, в него добавляется клей, можно отравиться.
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для работы нам потребуется:
Готовое солёное тесто, шаблоны, трафареты, стек, скалка, доска для лепки или клеёнка, кисть, стакан с водой, и семена подсолнечника.
Практическая работа:
Объяснение этапов выполнения оберега «Подкова счастья».
1.Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.
2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
3.Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
4.Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
5.Декорируем нашу подкову листиками. . Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
6.Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.
7. Лепестки формируем, для начала возьмем немного теста размером с мандарин и тщательно разомнем его в ладошках. Чувствуете, как наше тесто разогревается, становиться мягким. Разделим его на 9-11 равных частей. Это - наши будущие лепестки. Затем возьмем немного теста размером с грецкий орех и раскатаем небольшую лепешку толщиной примерно 5 мм. Придадим ей округлую форму - это донышко подсолнуха. Положим его на подкову, теперь приступим к изготовлению лепестков. Раскатываем небольшие лепешки и заостряем их, придавая форму лепестков. Готовый лепесток выкладываем вокруг донышка и приклеиваем его с помощью воды. Также лепим следующие лепестки. Нужно стараться работать аккуратно, но в, то время быстро (чтобы тесто не засохло). Не забывайте, что мы работаем с мукой, а это - хлеб и с ним нужно обращаться бережно (крошки теста собирать, не ронять на пол).
(Примечание: при необходимости пользуйтесь влажными и сухими салфетками.)
8. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:
Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.
А теперь начинаем наше соревнование.
Работа по группам педагоги и учащиеся. Работа по образцу. Изготовление подковы, при помощи шаблона. Выполнение цветка подсолнуха при помощи трафарета. Подкова готова.
Анализ изделия:
Вот и готова наша подкова счастья, и теперь нам нужно хорошенько просушить её на открытом воздухе, до полного высыхания. А после сушки мы с вами раскрасим нашу подкову.
Рефлексия занятия:
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии? (Ответы детей)
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста? (Ответы детей)
Что было сложнее всего? (Ответы детей)

Обоснование использования данной технологии.

Личность ребена является центральной фигурой образовательного процесса.

С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих “присвоению” ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания.Сенсомоторное развитиедошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ . Наблюдение за насекомыми в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых. Игры на прогулке: «Раз, два, три к дереву беги», «От какого дерева лист?»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: – организационная часть: беседа о божьей коровке;

физкультминутка «Жук»;

практическая часть: лепка божьей коровки;

физкультминутка «Листочки»;

практическая часть: лепка листа;

заключительная часть:

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую

присказку: « полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка – симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой

окраской не съедобны. Но иногда и божьей коровке угрожает опасность. Как вы думаете, какая? Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, для божьих коровок угрозу представляют дети, которые их ловят. Нельзя обижать этих милых и красивых жучков, в неволе они погибают. Дети, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? Где прячутся зимой от холода? Ответы детей.

Воспитатель. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы не забыли, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика – это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Сейчас немножко отдохнём и лист лепить начнём. Дети, выберите по одному трафарету осеннего листа и скажите, от какого дерева лист вы выбрали.

Физкультминутка «Листочки».

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. (Присели.) Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели (Покачивание руками.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели (Покружились и побежали.) И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к лепке осеннего листа. Из солёного теста скатайте шарик размером с ваш кулачок. На доску посыпьте немного муки, затем разомните руками шарик из теста в лепёшку толщиной в 5 мм. Приложите к лепёшке трафарет выбранного вами листа. Стекой обрежьте лишнее тесто. Лист готов, переложите его на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы, теперь частичка осени всегда будет у вас перед глазами, и за зиму вы не забудете, как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

После просушки божью коровку и лист дети в свободной деятельности раскрашивают гуашью и склеивают клеем ПВА.

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика )

для детей старшей группы

Тема: «Декоративное панно»

Подготовила: Лялина Виктория Владимировна

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/C №40 «ЖУРАВЛИК»

Воскресенск 2012

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов – раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Материал: разноцветное соленое тесто трех цветов для розы (розовый цвет), лепестков (зеленый цвет), декоративной тарелочки (фиолетовый цвет). Стеки на каждого ребенка, тряпочки для рук, дощечки для лепки.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, декоративных панно, открыток и картинок с изображениями цветов, композиций с розами, бутонами. Активный словарь: тестопластика, тесто, панно,обряды, поделки, стека, прожилки, пластичное, податливое.

Ход занятия:

Под салфеткой находится готовое соленое тесто.

Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Вы знаете, что такое обряды? Какие вы знаете обряды?

Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами (праздниками) весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Изделия изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей. Рассматриваем иллюстрации.

Вот как мы много с вами узнали, посмотрели интересные картинки, узнали, как жили и чем занимались наши прабабушки и как много интересных поделок можно сделать не только из глины, пластилина, но и из соленого теста.

Послушайте загадку.

На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Т ех, кто рвёт их. Это?… (отве т- розы)

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста декоративный цветок, розу.

Что есть у розы? Лепестки, листики, верно.

Давайте разрежем вот эту часть цветного теста (фиолетовая), из которого лепится тарелочка на куски. Раздать детям. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы его сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, тарелочку для нашего цветка, для розы.

Из следующего куска будем лепить розу. Скатать кусок в шарик, потом раскатать между ладонями колбаску (жгутик). Положить его на доску для лепки. Расплющить, скатать дорожку (полоску) так, как мы делали улитку. Предложить детям, которые быстро сделали одну розочку сделать еще несколько.

Конспект открытого занятия по тестопластике в средней группе .

« Волшебный материал – соленое тесто »

Цель: формирование у детей знаний о том, что такое тестопластика , какое оно – соленое тесто и его свойства .

Задачи:

Познакомить детей с новой техникой – тестопластика .

Стимулировать развитие творческого мышления и воображения.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Активизировать применение различных приемов лепки из теста для создания фигурок.

Развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.

Оборудование:

Презентация с иллюстрацией различных приемов лепки и готовых изделий, соленое тесто , доски для лепки, скалки, формы для вырезания из теста различных фигурок .

Ход занятия.

Дети в групповой комнате садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Пальчиковая игра.

Воспитатель: «Ребята, сегодня нашим пальчикам нужно будет хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе».

ПЕКАРЬ

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке

Да бублики – Гришке

Да крендель – Маришке

Хлеб

Муку в тесто замесили ,

(Сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили :

(Прихлопывают ладошками, «лепят» )

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот) .

Воспитатель: «Ребята, давайте с вами закроем глазки и вспомним сказку «Колобок» . Из чего в этой сказке был сделан Колобок?

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, из теста . И сегодня, мы с вами, на нашем занятии , познакомимся с волшебным материалом – соленое тесто ».

Дети внимательно смотрят , воспитатель показывает тесто .

Воспитатель: «Сейчас я расскажу вам, из чего же оно сделано, и, что с помощью теста можно изготовить ».

Демонстрация и рассказ воспитателя о соленом тесте , его составе и свойствах, различные формы изготовления подделок из теста .

Воспитатель: «Ребята, послушайте загадки, и мы попробуем отгадать, из чего же состоит наше тесто :

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто ,

Положить меня должны.

(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без …

(воды) .

Далее воспитатель дает детям познакомится с тестом , потрогать его, понюхать, оторвать кусок теста и задаем вопрос «какое соленое тесто

Дети рассуждают, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, какое же соленое тесто (мягкое, холодное и т. д.) .

Физкультминутка.

Воспитатель: «А теперь, ребята, мы с вами чуть-чуть разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.

Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели».

Воспитатель: «Молодцы, очень хорошо» .

Самостоятельная деятельность детей (изготовление изделий из соленого теста ) .

Воспитатель: «А теперь берем свои стульчики и садимся за стол» .

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек теста , фигурка для вырезания изделия.

Дети изготавливают различные изделия.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, что у кого получилось?»

Ответы детей.

Воспитатель напоминает, о составе соленого теста , его свойствах, задает вопросы, что понравилось большего всего на занятии , что нового дети узнали.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, очень хорошо занимались, мне очень понравились все ваши работы. Занятие закончено . Можете встать. Возьмите свои стульчики и поставьте на место».

Дети встают, берут стульчики и ставят их на свои места.

Последующая работа. Воспитатель собирает все фигурки детей, изделия высыхают и на следующем занятии дети , с помощью кистей и красок раскрашиваю свои получившиеся изделия.