Рождество христово когда празднуют в. Один праздник, но две даты: почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни? Традиции празднования Рождества Христова

В христианских церквях праздник отмечается торжественными богослужениями. Их частью является всенощное бдение, когда священнослужители славят Христа. Этот праздник у православных христиан – второй по значимости после Пасхи. В этот день среди христиан принято говорить, обращаясь друг к другу: «Христос родился!», «Славим его!».

Накануне заканчивается 40-дневный рождественский пост (Корочун). Верующие разговляются и участвуют в 12-дневных народных гуляниях. Бытовое празднование сопровождается гаданиями, колядованием, представлениями ряженых. Рождественский сочельник заканчивает рождественский пост, поэтому на него распространяются правила поста: нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то можно выпить немного вина. Воду вопреки некоторым утверждениям пить можно.

В дни святок нельзя жениться (выходить замуж), охотиться, убивать животных. Народные верования 7 января запрещают шить, мыться, надевать старые вещи, стирать, выметать мусор, гадать (в остальные дни Святок гадать можно). Нельзя допускать, чтобы первым гостем стала женщина.

В России главным нецерковным рождественским обрядом остаётся колядование. Эта традиция восходит к языческим временам, когда во время Святок старались угодить богам, которые, оставшись довольными, будут помогать весь год и в поле, и в избе. К колядованию относится исполнение праздничных песен (колядок), ряжение в животных: быка, медведя, гуся, козу, других. Колядование сопровождалось гаданиями и кукольными представлениями. Церковь с неодобрением относится к колядованию, считая его пережитком язычества и суеверием.

Один праздник, но две даты: почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни?

Миллионы христиан каждый год отмечают Рождество. Но, если для католиков торжественный день 25 декабря, то для христиан - 7 января. В чем разница между праздничными днями и почему даты две, рассказывает «360».

Рождество Христово

Этот праздник является одним из главных духовных праздников для христиан. Он был установлен в честь рождения Иисуса Христа, откуда и пошло название торжества. Согласно библейскому учению, Дева Мария пришла вместе с супругом Иосифом в Вифлеем после указа царя Ирода о проведении переписи населения.

Пару приютили пастухи, а ночью Дева Мария родила Иисуса. Первыми ему поклонились пастухи, которым возвестили о рождении Христа ангелы. Затем пришли волхвы, следовавшие за светом звезды, преподнесшие в дар золото, ладан и смирну.

Так как все происходило в темное время суток, то начинать праздновать Рождество принято накануне вечером - в Сочельник. В этот день верующие накрывают на стол и приступают к трапезе только после появления на небе первой звезды.

Источник фото: pixabay

Почему 25 декабря и 7 января?

Главное отличие между православным и католическим Рождеством - даты. Первые празднуют в ночь на 7 января. В этот день торжество проходит не только в России, но и у Грузинской, Иерусалимской и Сербской православных церквей.

У католиков, протестантов и даже некоторых православных Рождество Христово проходит в ночь на 25 декабря. Разница в датах между западными и восточными церквями объясняется летоисчислениями и двумя календарями, которых придерживаются конфессии.

Раньше существовал только Юлианский календарь. Его ввели в 46 году до н. э., но в 1582-м папа римский Григорий XIII провел реформу, чтобы появилось соответствие астрономическому времени. Таким образом появился Григорианский календарь, на который стали постепенно переходить католики и протестанты.

Разница между календарями составляет 13 дней, поэтому одни празднуют Рождество 25 декабря, а другие - 7 января. Стоит понимать, что это один и тот же день, а разница только в системе летоисчисления.


Источник фото: pxhere

Сходства и различия праздника

Вернемся к Сочельнику. Его празднуют все христиане, которые перед Рождеством соблюдают очень строгий пост, а в Сочельник ставят на стол 12 постных блюд - по числу апостолов. Хозяйки обязательно готовят узвар - компот из сухофруктов. Также среди угощений должна быть рождественская кутья. Это каша, которую обычно делают из цельных зерен пшеницы и заправляют медом, орехами и изюмом.

Если православные до соблюдают очень строгий пост, то католики не придерживаются таких жестких ограничений. Для православных праздник имеет более церковное значение, а для вторых - семейное. У католиков принято обязательно дарить всем подарки, а главный «волшебник» торжества - Санта Клаус или Святой Николай.

После католики и протестанты должны присутствовать хотя бы на одной из трех месс - ночной, утренней или дневной. Они символизируют рождение Иисуса в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека. У православных же одно рождественское богослужение, длящееся до утра.

Завершается празднование Рождества пышным застольем. Каждая семья накрывает богатый стол с разнообразными блюдами. Традиционно принято готовить утку или индейку, но у всех стран есть определенные главные праздничные блюда.

человек поделились статьей

) Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается - славите» 1 и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом, - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!
Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.
Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется; всякий, свободно вздыхая, говорит: Слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства - пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира».
Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостию и нехотящими знать других радостей, но «не вси сущие от Израиля... - Израиль» (). Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:«укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши!» (ср. , ) И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, т. е. одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» ()...
Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и, ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.
Конец, и Богу нашему слава!

1 Ирмос 1-й песни 1-го канона Рождеству Христову.

О популярности праздника можно судить, если сделать небольшой опрос среди населения огромного города или же маленького заброшенного всеми богами хуторка. На вопрос о любимом христианском празднике явное большинство ответит, что это Рождество. Потому что в этом празднике ощущается какое-то волшебство. Поэтому и ждём выходные на Рождество 2017 года в России, чтобы хорошо его отметить.
Празднуем день рождения Иисуса два раза. Но всё же надеемся, что церковь как-то договорится, и сделают одну дату для христиан западного и восточного обрядов . Кроме того, что одно событие празднуется в разные дни, есть ещё отличительная примета между двумя концессиями. У христиан восточного обряда Пасха по значимости на первом месте. Так как именно в этот день Христос, взвалив на свои плечи грехи наши, позволил жить после физической смерти.

Католики же Рождество ставят по значимости выше Пасхи и Нового года. Если большинство наших граждан подарки дарят друг другу на Новый год, то католики за полмесяца вперед ищут на больших распродажах подарки, чтобы положить их под ёлку именно на Рождество.
Как выразить словами прелесть этого праздника? Красивый нетронутой чистотой снега с морозцем и свежестью елей. А ещё верой в торжество добра и света. Ну и, конечно же, возможностью погадать и загадать желание именно накануне этого светлого праздника.

История празднования

Нигде, не в каком религиозном постулате не найти точную дату рождения Иисуса. Раньше ведь не было церковных книг, куда заносятся все даты рождения христиан. Христос не был и рабом. Именно рабы, которые жили в неволе в Египте, знали свой час рождения. До сих пор находят записи об этом на глиняных табличках и папирусе. Каждый рабовладелец вёл чёткий учёт. А в царстве Израилевом такого обычая не было. Но зато во всех самых главных церковных книгах описано, где и как родился маленький Иисус.
Когда перед византийским императором Константином стал вопрос о дате назначения праздника Рождества, он в который раз соединил празднование языческое и христианское. В декабре язычники, поклоняясь сонму богов, изгоняли нечисть огнём. Приход зимы был для них не слишком радостным событием, особенно среди племён полян и древлян.
Поэтому зажигали костры, приносили пожертвования богам света и весны, чтобы защитили их перед морозами и холодами. Вот церковь и решила совместить празднование тепла и света в период самой тёмной ночи с Рождеством Христа, который тоже нам подарил надежду на свет и перерождение. Вот такая история Рождества Христова. 2017 год указывает на то, сколько лет минуло от его рождения. Уже больше двух тысячелетий христиане с радостью ждут этот праздник, приветствуя появление в этом мире будущего Спасителя.

Традиции празднования Рождества Христова

Перед Рождеством, как и перед всяким большим торжеством, существует сочельник. Хозяйки целый день готовятся к нему, а также к собственно празднику рождения Иисуса. Как и перед именинами самого близкого человека идёт генеральная уборка в квартире, а на плите шипят и булькают всякие вкусности. На сочельник готовят:
  • сочиво . Это варёная крупа (рис, пшеница) с маком, изюмом и мёдом;
  • не скоромные кушанья (блюда из грибов, капусты, картофеля, свеклы, теста);
  • компот из сухофруктов.
На самое Рождество готовилось всё, что любят покушать в семье на праздники, чтобы потом после богослужения в церкви сесть за стол всей роднёй и разговеться после продолжительного рождественского поста. Отец читал молитву и трапеза начиналась. Если кто-то чужой заходил в дом, хозяева путника тоже усаживали рядом с собой. Девушки, начиная с этой ночи и до Крещения, гадали на суженого.
Традиции празднования Рождества Христова, конечно, будут православными соблюдены. Не нами они придумали и не нам их нарушать. Всё это определено нашими предками, поэтому никакие новшества совершенно неприемлемы.

Отдых морозной зимой

Праздновать желательно всей семьёй. Нечасто, но появляется возможность отметить праздник в другой компании и на новом месте или давно полюбившемся старом. Или же просто не хочется холода, а душа рвётся в тёплые края. Тогда можно взять заранее путевочку и поехать праздновать торжество в другую страну с другими людьми. То могут быть Мальдивы или Гоа, Египет.
Встретить Рождество под пальмами на солнечном пляже – прекрасная идея празднования. Там не только лазурь океана или синь моря, но и ещё разнообразнейшие клубные вечеринки, фейерверки. Всё проходит довольно шумно и весело.
Если любите покататься на санках или горных лыжах по наезженной трассе, тогда есть места поближе – Сочи с его хорошо развитой инфраструктурой или Альпы. Отдых на Рождество Христово в 2017 году тем хорош, что каникулы очень комфортно растянулись. Отдыхаем с 31. 12 по 08. 01 включительно.

Если же есть возможность развлечься на католическое Рождество, то хорошей идеей будет поехать в Финляндию на родину Санты. Вас там уже с нетерпением ждёт четвёрка оленей в упряжке, чтобы с ветерком помчаться по хрустящему насту. Если вы не были в Италии, то самое время побывать там. Экскурсии по историческим объектам не оставят вам совсем минуток для скуки, а посмотреть вживую приветствие понтифика, это редкий случай приблизиться к реальному восприятию праздника.
Туроператоры предоставят вам на выбор разнообразные поездки. Ваш вкус и размер вместимости кошелька непременно учтут. Самые популярные туры на Рождество Христово в 2017 году в страны Европы. Многим туристам нравится Прага – родина пива. Там в это время много пивных фестивалей, ярмарок. Недалеко от Праги есть очень красивый величественный замок Конопиште.
Совсем недалеко от Чехии находится Германия и Австрия. Что стоит только попасть на бал в её столице Вене. Совсем уж экзотической поездкой может быть совершенно незабываемый круиз по водам Средиземного моря.
Рождество Христово в 2017 году обещают синоптики, будет снежным и морозным. А тепла ему добавим мы. Песнями и колядками, запрещенными церковью гаданиями. Но может там не узнают?

7 января (25 декабря 2017 года по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Светлый праздник Рождества Христова . Завершение Рождественского (Филиппова) поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней .

"С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!" — эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим. Но в чем же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти "языцы", которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла

Начнем издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно "по плоти", когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы вочеловечился Спаситель всего мира.

Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне — небольшой арабский городок в многострадальном Государстве Палестина, а в те далекие времена — селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).

Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова — 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род — род Царя Давида) юная Дева Мария и Ее названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.

Оба они еще со дня Благовещения знали, кого носит во Чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (еще от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдет именно так?

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

Рационально мыслящий человек никогда бы не извлек из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рожденному и славили его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:

"Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове".

Ну а затем, в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями), свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз "все языцы", то есть все народы языческого мира (пройдет не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):

"Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

Земное служение Спасителя — далеко впереди. Мир еще не просвещен Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие... И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей — маленький и беззащитный. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника — одном из его главных молитвословий:

"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог..."

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова

Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочетам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.

С праздником, православные! С Рождеством Христовым!

"Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися..."