Рисование в подготовительной группе дружба народа. Конспект занятия на тему: "Дружба" в подготовительной группе. Педагог-психолог зачитывает письмо

Конспект занятия в подготовительной группе

«Дом Дружбы»

Воспитатель 1 категории: ГБОУ Детский сад

№ 000 г. Москва

Задачи:

Обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);

Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

Продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;

Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;

План:

1. Приветствие.

2. Составь слово.

3. Мозговой штурм.

4. Игра «Семьи слов».

5. Игра «Мир без друга».

6. Игра «Паутинка добрых слов».

7. «Радостный салют».

8. Физкультминутка».

9. Пословицы и поговорки о дружбе.

10. Игра «Определи настроение».

11. Игра «Покажи настроение».

12. Игровое упражнение «Определи поступок».

13. Составь правила.

14. Портрет друга.

15. Завершение занятия.

Оборудование: письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, акварель , кисточки, трубочки для коктейля, восковые мелки; маленькие и большие кружки для рисования; пиктограммы эмоций.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.


Воспитатель : Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети : Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»

Воспитатель : Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинами.

Игра «Поздороваемся».

Воспитатель :

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.

Звучит песня Шапокляк.

Дети : Письмо прислала Шапокляк. Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках .

Воспитатель : Посмотрим, что же Шапокляк нам пишет.

Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель : Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети : Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель : Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.

1 задание: Составь слово. Нужно составить слова из букв, которые находятся перед вами на доске: р д у б а ж.

Какое слово получилось? «Мозговой штурм» - что такое дружба?

Воспитатель : Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Воспитатель : А с кем можно дружить?

Дети : С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети : Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель : Друзья познаются в счастье или в беде?

Дети : В беде друзья всегда помогут.

Воспитатель : Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?

Дети : Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т. д.

Воспитатель : Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Дружбы.

Игра «Семьи слов». Подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».

Воспитатель : Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.

Дети : Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель : Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один кирпич дома дружбы.

Воспитатель : Хочу предложить вам ещё одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:

Мир без друга был бы не интересным, потому что…

Мир без друга был бы безрадостным, потому что...


Мир без друга был бы мрачным, потому что...

Воспитатель : Третий кирпичик дома дружба мы заложили. Идём дальше.

Воспитатель : А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?

Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

Воспитатель : А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети : Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель : А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети : Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель : Четвертый кирпичик дома дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим «Радостный салют». Садитесь за стол, берите краски, кисточки, капайте на бумагу разноцветные капли, дуйте на них из трубочек. Вот так. Хорошо. Здорово. Чудесно. Прекрасно. И с этим заданием справились. Ставим пятый кирпичик.

Физкультминутка

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Упражнение-разминка. «Теремок». Продолжительность 2 мин.

На поляне теремок,

(Ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок

(Сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок

(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор

(Руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор

(Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Кулаком постучать по ладони)

Открывайте!

(Широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!

(Ладони сомкнуть одна поперек другой)

Воспитатель : Чтобы получить этот кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы о дружбе.

Пословицы:

Ссора до добра не доводит.

Нет друга – ищи, а нашел, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех, и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Лучше честный враг, чем коварный друг.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Воспитатель : Молодцы много знаете пословиц о дружбе! Шестой кирпичик положили.

Игра «Узнай настроение». А как можно узнать настроение у человек? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился. Давайте поиграем. Игра «Раз, два, три …покажи»… Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх. А как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он говорит. Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.

Фразы:

Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

Вот так дела?! Мою избушку лиса заняла!

Пойдем. Я ее выгоню.

Одеваюсь. Шубу надеваю.

Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель : Справились с задание, вот и следующий кирпичик. Следующее задание называется «1, 2, 3 о картинке расскажи».

Воспитатель : Еще один кирпичик дома Дружба мы заложили. Теперь о дружбе вы знаете все. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. А я эти правила запишу в нашу книгу друзей.

Помогать другу.

Быть честным.

Уступать.

Не бояться просить прощения.

Не грубить.

Не жадничать.

Не злиться.

Воспитатель : Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?

Дети : Людей. Жильцов.

Воспитатель : Кто будет жить в доме Дружбы? В окошках нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело!

Рисуют портреты друзей, помещают их в окошках дома Дружбы.

Воспитатель : Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец! В завершение занятия проводится упражнение «Всем-всем, до свидания!» - упражнение на объединение и сплочение детей в группе. Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свидания!», затем убирают кулачки.

Литература

1. , Нилова общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2003.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду \ Под ред. , . - СПБ.: «Детство – пресс», 2001.

3. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. \ Сост. и др.; под ред. . – СПБ.: «Детство – пресс», 2003.

4. Серия Демонстрационный материал для фронтальных занятий, Пословицы и поговорки: иллюстрации – «Книголюб», Москва.

Занятие в подготовительной группе

по теме: «Дружба начинается с улыбки»

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи. Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.

Обогащать новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения.

Формировать благоприятный психологический климат группы.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Ход. Психолог и дети стоят в кругу.

П: Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит легкая музыка, звуки природы).

Приветствие: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй крепенький дубок!

Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую!

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Но у нас есть и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на них отвечать. Слушайте меня внимательно!

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Вот видите, сколько причин нас объединяет (приходит SMS-сообщение).

П: Ребята! Нам пришло SMS-сообщение, давайте его прочитаем. Лесные гномы поссорились и просят вас помочь им помириться. Но только, дружные ребята смогут им помочь. Вы согласны помочь им? Тогда присядем на дорожку (дети садятся на стульчики в круг).

П: Беседа с детьми.

А вы дружные ребята? Почему так думаете? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?

Д: Помогают другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друга; остановить друга, если он делает что-то плохое; умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику; не обманывают друга; умеют признать свои ошибки, помириться с другом; относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

П: Какого цвета дружба? Какого она запаха? С чем можно сравнить крепкую дружбу?

Д: С солнышком, песней, ясным днем, канатом, кирпичной стеной, железом …

П: Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и о друзьях у нас получилась. Вы очень много знаете о дружбе. Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор слышали Гномы. Вспомните ребята, кто может помочь лесным гномам? (ответы детей).

П: Да, только дружные ребята смогут помочь лесным гномам. Помните об этом! А чтоб веселее было идти, выберите себе пару, возьмитесь за руки и в путь-дорожку! (звучит песня «Вместе весело шагать»).

П: А вот и первая поляна с заданием.

Упражнение «Карандаш». (На столах на каждую пару простой карандаш и 1 лист бумаги). Все пары подойдите к столу. Посмотрите вокруг себя, какие предметы нас окружают. А теперь слушайте внимательно задание: каждая пара возьмет 1 карандаш и 1 лист бумаги. Вам надо нарисовать любой 1 предмет, который видите вокруг себя (дети рисуют стоя).

П: Закончили рисовать. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. (Дети называют предметы, которые нарисовали). Что сложного было? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет? Что вам помогло быстро нарисовать предмет? (Умение договориться, слушать друг друга, принять мнение друга, согласиться). Ваше умение договариваться, помогло быстро справились с заданием, молодцы! Можно смело идти дальше! (Звучит бодрая музыка).

П: Мы пришли на поляну «Умники и умницы». Вам надо будет выполнить следующие задания. Будьте внимательны!

1 задание: если вы правильно соберете все части, то мы увидим, где живут наши гномы. Дети выполняют задание (получается картина с домиком в лесу). Молодцы, дети! Ваша сообразительность и дружелюбие помогли вам.

2 задание: Узнать, какое слово спрятано. Решение ребуса: РА + картинка дуга = РАДУГА. Дети объясняют, как получилось слово.

3 задание: «Зашумленные картинки». Посмотрите внимательно на изображения. Назовите, кто, что видит, и мы узнаем, что любят кушать наши гномы (Дети называют фрукты, овощи – то, что любят гномы).

Ваше желание помочь гномам, умение слушать друг друга помогли справиться со всеми заданиями. Надо идти дальше.

П: На какую красивую поляну мы пришли . Давайте поиграем в игру «Мы не скажем, а покажем». Сейчас вы покажете, насколько понимаете друг друга без слов.

Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете друг друга и очень дружные ребята. Нам надо торопиться.

П: Перед нами мост. Пройти по нему сможет та пара, которая назовет пословицу о дружбе. Но сначала, объясните, как вы понимаете такое выражение: «Друзья не разлей вода». (Ответы детей).

У вас очень интересные мысли, вы все правильно понимаете значение этого выражения. Ну а теперь говорите пословицы и проходите по мостику.

Пословицы о дружбе:

  1. Человек без друга, что дерево без корней.
  2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  4. Друга ищи, а нашел – береги.
  5. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  6. Без беды не узнаешь друга.
  7. Старый друг лучше новых двух.
  8. Сам погибай, а товарища выручай.
  9. Недруг поддакивает, а друг спорит.
  10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

П: Ребята, мы пришли на солнечную полянку. Почему она так называется? А вот и солнышко. Только чего-то не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков! Вот сейчас мы с вами и дорисуем лучики. Каждая пара должна нарисовать только один желтый и один красный лучик. Договоритесь между собой, кто каким лучиком будет. Во время рисования детьми звучит песенка «От улыбки». (На столах ванночки с цветной водой - желтой и красной. Дети опускают ладонь в ванночку с цветной водой, еле касаясь воды. Затем прикладывают ладонь на лист бумаги, где нарисован только солнечный круг. После рисования вытирают руки влажными салфетками). Насколько ярче стало в группе! Какое солнышко у нас получилось? (Веселое, доброе, яркое, лучистое, счастливое, горячее, радостное). Конечно, у дружных ребят только такое солнышко светит.

Психолог читает стихотворение:

Ярче солнечных лучей,

Дружба в целом свете.

Ведь с друзьями веселей,

На любой планете!

П: (Снова приходит SMS-сообщение). Как здорово, дети! Гномы все видели и слышали, о чем мы с вами говорили. И они уже помирились. А в знак благодарности помогут нам быстро вернуться домой. Ребята, что вы сейчас чувствуете? Что вам помогло справиться со всеми заданиями? Кому было трудно? Кто чего-то испугался? Кто хотел вернуться обратно?

П: Вы сделали большое доброе дело. Я очень рада, что нам удалось помирить гномов. Вы показали хороший пример, как должны вести себя настоящие друзья. Смогли преодолеть все трудности, были внимательными друг к другу, слушали и слышали друг друга. Вы умные, добрые, дружные ребята. Молодцы! Для того, чтобы вернуться домой, закройте все глазки. Звучит легкая музыка «Звуки природы».

Релаксация . Представьте себе, что мы идем по лесу. Под ногами трещат опавшие с деревьев ветки, шелестит сочная трава. Над головой проплывают голубые облака, а легкие лучи солнца согревают вас. Вы чувствуете себя надежно защищенными – таким спокойствием наполнена природа! Этот покой помогает вам услышать чудесные звуки леса: жужжание насекомых, пение птиц, шорохи веток деревьев, шум далекого водопада. Вы ощущаете самые тонкие запахи, становитесь более чуткими ко всему. Мягкое дуновение ветерка коснулось вашей головы, и вы чувствуете себя легко и счастливо. Нет никого на свете, кто чувствовал, так же как вы. Вдохните глубоко и легко. Медленно открывайте глаза, шевелим пальчиками. А теперь широко открыли глаза и похлопали ресничками. Вот мы и дома.

Покажите мне мимикой, какое настроение у вас сейчас. Я рада, что ваше настроение осталось хорошим.

А теперь взялись все за руки и закончим нашу встречу.

Заключение. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Стук в дверь.

П: Ребята! Гномы прислали нам угощенье «Пирог дружбы» и свою фотографию. Какое у них настроение? Почему? (Ответы детей). А сейчас давайте мыть руки и накрывать на стол, будем пить чай с пирогом.

Звучит песня «Дружба крепкая» и дети садятся за чаепитие.


Разделы: Работа с дошкольниками

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

  • Учить понимать значение пословиц о дружбе.
  • Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
  • Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
  • Формировать благоприятный психологический климат группы.
  • Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
  • Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, закреплять послоговое чтение, активизировать в речи прилагательные.

Материалы и атрибуты

  • Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри;
  • СД-диск с записью песни о дружбе из мультфильма “Крошка Енот”;
  • куб “Давай помиримся”;
  • чистые листы бумаги, фломастеры, фонарик, напечатанные и разрезанные на отдельные слова пословицы, карточки с названиями музыкальных нот.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия:

“Доброе утро, солнце!
Мы тебе рады.
Вот мы проснулись,
Вместе собрались:
И Вика здесь, и Настя здесь,
И Семён здесь, и Максим здесь...”

2. Сюрпризный момент.

(раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон)

Воспитатель. Ребята, что это? Откуда? Помогайте мне читать. (на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки) Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с видеокамерой). Что это такое? (письмо, камера) Читайте, что здесь написано (письмо: “Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!”) Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.) А как вы думаете, что мы будем записывать? (будем учить гномов, как можно помириться, подружиться.) Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. (Педагог отдаёт видеокамеру)

3. Беседа на тему “Что такое дружба?”

Воспитатель (обратить внимание детей на правильное произношение поставленных звуков, ответов полными предложениями.) А вы - дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга) А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.) Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей) С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

4. Упражнение “Друг к дружке”.

Воспитатель. В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны будете найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

5. Упражнение “Рисунок дружбы”.

Воспитатель. Друзья должны уважать друг друга, уметь договариваться. Сейчас мы с вами покажем, как мы это умеем делать. Найдите себе пару, подойдите к столу, возьмите один на двоих фломастер, один на двоих листок бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться, договариваться. (Дети рисуют и называют, что они нарисовали) Сложно было рисовать? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет? (нет) Почему? (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга и соглашаться.)

6. Упражнение “Давай помиримся” с использованием куба.

Воспитатель. Ребята, а какой атрибут в группе нам помогает мириться? Кубик “Давай помиримся”. Давайте расскажем, как им пользоваться. (один из детей выходит и рассказывает на примере 2-3 других детей: например поссорились Вика с Максимом и не хотят мириться, тогда они просовывают свои руки через шторы в куб, там их руки встречаются, гладят друг друга, говорят ласковые слова и наконец обнимают друг друга – делают рукопожатия.)

7. Физминутка “Старушка Маланья”.

(Дети стоят вокруг ведущего-старушки Маланьи)

У Маланьи, у старушки (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Жили в маленькой избушке (показывают руками крышу дома)
Семь сыновей, (показывают 7 пальцев)
Все без бровей. (Закрывают брови, на каждую строчку делают соответствующее движение)
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (указательным пальцем из стороны в сторону)
Целый день сидели, (приседают на корточки)
На неё глядели, (подставляют кулак к подбородку)
Делали вот так... (выполняют упражнение, предложенное ведущим)

8. Пословицы о дружбе.

Воспитатель. Что значит выражение “Друга ищи, а нашёл, береги” (ответы детей). Хотите поиграть с пословицами? Как раз покажем, ребята, как хорошо вы умеете читать. Посмотрите, на доске пословица, у которой есть начало, а вам нужно найти её окончание. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух)

А сейчас новое задание: пословица рассыпалась на отдельные слова. Нужно поставить слова в правильной последовательности. (Друг познаётся в беде; сам погибай, а товарища выручай)

Молодцы, ребята, со всем справились, очень хорошо знаете пословицы о дружбе. А умеете дружно играть на пианино? (да) Научим гномов? (да)

9. Игра “Пианино”

Выберите себе любую нотку и встаньте в ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Сейчас я - пианист и играю на пианино. (Воспитатель называет любую ноту, а дети приседают.)

10. Упражнение “Фонарик дружбы”. (Звучит песня из мультфильма “Крошка Енот”)

Добрым фонариком свечу, ласковые слова ищу. (Дети светят друг на друга фонариком и говорят ласковые слова.)

Как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)

12. Ритуал прощания:

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

13. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке.

Конспект

организованной образовательной

деятельности с воспитанниками подготовительной логопедической группы

Тема: « Дружба начинается с улыбки»

Подготовила и провела на РМО

педагогов-психологов :

педагог- психолог

Габбасова Оксана Вячеславовна

Белебей, 2016год

Цель: развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.

Задачи:

    обобщить и расширить знания детей о таких понятиях "друг", "дружба".

    развивать способность к сопереживанию, установлению причинно следственных связей;

    развивать коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность;

    создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия;

    воспитывать уважительное отношение к окружающим, закреплять знания правил доброжелательного общения.

Интеграция разных видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Методические приемы : беседа, вопросы детям; показ; объяснение; двигательные упражнения.

Предварительная работа:

знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

проведение психологических игр и упражнений на сплочение коллектива.

Оборудование: ватман, проектор , разрезанная картинка на число детей, бумажные цветы по количеству детей, цветной картон, ножницы, клей.

Участники: дети подготовительной группы . Продолжительность занятия: 30 -35 минут.

Ход занятия

Ритуал приветствия

Цель: Снятие эмоционального напряжения, положительный настрой на занятие.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуйте, мои друзья

И здравствуй, я.

Улыбаюсь я себе, улыбаюсь я тебе, улыбаться мне не лень, улыбаюсь целый день (произносят дети вместе с психологом ). И подарим друг – другу самые добрые улыбки. От ваших улыбок у нас на ковре расцвели цветы, целая полянка. Это не простая полянка, а с загадкой. На каждом цветке буква и цифра. Ваша задача расположить цветы в порядке числового ряда 1-6 (дети берут цветы и располагают их по порядку на доске при помощи магнитов).

Какое слово получилось? Давайте прочитаем.

Дружба

Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, а что оно обозначает мы узнаем после того как посмотрим видеоролик с песней о дружбе.

Психолог: Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)

    Что такое дружба? (когда вместе играют, не ссорятся)

(В толковом словаре дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». «То, чем обязательно нужно дорожить» Эмоциональное тепло и взаимопонимание другого человека»).

    А у вас есть друзья?

    Как узнать, что вы друзья? (играем и не ссоримся).

    А если ваш друг пришел в детский сад с плохим настроением, вы можете ему помочь? Как? (обнять, предложить свою игрушку, поддержать его, похвалить, назвать ласково и т д.)

Упражнение: «Назови ласково по имени и скажи комплемент»

Цель: Сформировать умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками.

Психолог: Глядя в глаза соседу, назовите его ласково по имени и скажем ему несколько добрых слов или похвалите его. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу. Приятно получать комплименты от друзей? А что для вас было сложнее, дарит комплименты или их получать?

Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.

(Вместе с детьми выводятся следующие правила дружбы)

Правила дружбы:

Не ссориться

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Быть вежливым

Не злиться

Помогать другу

Быть честным

Быть внимательным

Психолог . Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.

Игра «Атомы и молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Психолог: Вы свободно под музыку передвигаетесь по группе, как только я назову какое-то число вы должны соединиться в пары или группы из стольки человек в зависимости какую я цифру назову . Например объединяемся в группу из 4 человек, из 2 человек, из 8 человек). Вот у нас получился круг дружбы.

А вот сейчас мы проверим, дружные вы ребята или нет.

Игра «Собери пазл»

Детям предлагается взять заранее разрезанную картинку, каждому по одному кусочку и понять что же там за рисунок.

Психолог: Ребята, посмотрите, что это вас за рисунки? Вы поняли, что там изображено? Нет, совсем не понятно, что это за различные части от рисунка. А сейчас как настоящие друзья вы поможете, друг другу их сложить в один рисунок, ведь только так мы с вами объединим наши кусочки, и получится целое изображение.

Педагог-психолог помогает детям собрать в единое все изображение и наблюдает за умением взаимодействовать детей друг с другом.

Психолог: Молодцы ребята! Как настоящие друзья помогали друг другу в этом не легком задании. Вот и еще мы с вами узнали, для чего нужны друзья. Они всегда помогут в трудную минуту и поддержат. Если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным

Физминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы обеих рук соединены в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ладони прижаты друг другу)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.

(подушечки пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки вниз, встряхивают кистями)

. Психолог: А теперь встаем и к столу мы все идем.

(Психолог подводит всех детей к столу, на котором лежит ватман с нарисованными элементами цветка дружбы (серединка и стебелек цветка).

Упражнение «Цветок дружбы»

Психолог: Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете. Молодцы ребята, а теперь ладошки приклеиваем к основанию цветка с пожеланиями.

Психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы? Сегодня мы узнали о разных правилах дружбы. Давайте вспомним их. (Дети: Чаще улыбайся. Быть приветливым. Помогай всем, кто нуждается в помощи. Быть доброжелательным и т.д.). Всегда делитесь игрушкой с другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно. Уметь уступать. Вот такие простые правила. И если вы не будете их нарушать, то у вас будет много добрых и верных друзей. Да, ребята? (Дети: Да, конечно.) Я убедилась и думаю наши гости тоже, что в нашей группе ребята дружные. Всегда приходят на помощь друг другу. Не обижают друг друга. Играют все вместе и не ссорятся. И тем самым подают пример другим ребятам. Спасибо вам, молодцы!

Д

Б

Р

А

У

1

Ж

2

6

3

7

4

8

5

Анкета

    Что такое дружба?

    С чего начинается дружба?

    У тебя много друзей в группе?

    Расскажите мне, пожалуйста для чего нужны друзья, что же с ними надо делать?

    Можно ли воспитателя назвать своим другом?

    Кто такой инвалид? Есть ли у вас друзья среди детей –инвалидов?

    Как вы понимаете слово толерантность?

(Толерантность-терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким какой он есть и сотрудничать).

    А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра? (Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра).

    Назовите правила дружбы?

    Ваши пожелания друзьм.

Какие правила нужно соблюдать для того чтобы сохранить дружбу?

Программное содержание:

Обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость) ;

Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;

Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

Интеграция образовательных областей по ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

1. Игра «Давайте поздороваемся»

2. Упражнение «Составь слово».

3. Упражнение «Мозговой штурм».

4. Игра «Семьи слов».

5. Игра «Паутинка добрых слов».

6. Рисование «Радостный салют».

7. Физкультминутка.

8. Игра «Узнай настроение».

9. Упражнение «Правила дружбы».

10. Завершение занятия.

Оборудование: письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, акварель, кисточки, трубочки для коктейля, восковые мелки; пиктограммы эмоций.

Ход занятия:

Психолог: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет! »

Игра «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Психолог: Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.

Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк. Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.

Психолог: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.

Психолог зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Психолог: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Построим дом Дружбы.

Психолог: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.

Упражнение «Составь слово».

Нужно составить слова из букв, которые находятся перед вами на доске:

Р д у б а ж.

Какое слово получилось?

Упражнение «Мозговой штурм» - что такое дружба?

Психолог: А с кем можно дружить?

Дети: С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.

Психолог: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Психолог: Друзья познаются в счастье или в беде?

Дети: В беде друзья всегда помогут.

Психолог: Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?

Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т. д.

Психолог: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома дружбы.

Игра «Семьи слов».

Подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».

Психолог: Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.

Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Психолог: Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один кирпич дома дружбы.

Упражнение «Паутина добрых слов».

У меня есть «клубочек дружбы», который мы будем передавать по кругу. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

Психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Психолог: Третий кирпичик дома дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим «Радостный салют».

Рисование «Радостный салют»

Садитесь за стол, берите краски, кисточки, капайте на бумагу разноцветные капли, дуйте на них из трубочек. Вот так. Хорошо. Здорово. И с этим заданием справились. Ставим четвертый кирпичик.

Физкультминутка

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Упражнение-разминка. «Теремок».(Продолжительность 2 мин.)

На поляне теремок, (Ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (Сомкнуть пальцы в замок) .

Из трубы идет дымок (Поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (Руки перед собой, пальцы растопырить) .

Чтобы не забрался вор (Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (Широко развести руки в стороны) .

Я ваш друг! (Ладони сомкнуть одна поперек другой)

Игра «Узнай настроение».

А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился и попробуйте изобразить эту эмоцию на своем лице. Давайте поиграем.

Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка.

Психолог: Справились с заданием, вот и следующий кирпичик.

Психолог: Еще один кирпичик дома дружба мы заложили. Теперь о дружбе вы знаете все. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. А я эти правила запишу в нашу книгу друзей.

Упражнение «Правила дружбы»

Помогать другу.

Быть честным.

Уступать.

Не бояться просить прощения.

Не грубить.

Не жадничать.

Не злиться.

Заключение

Психолог: Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?

Дети: Жильцов.

Психолог: давайте поселим наших веселых человечков в наш дом дружбы.

Психолог: Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!

В завершение занятия проводится упражнение «Всем-всем, до свидания! » - упражнение на объединение и сплочение детей в группе. Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свидания! », затем убирают кулачки.