Почему разнятся даты католического и православного рождества. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления Почему рождество 25 и 7

Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве.

Рождение Иисуса Христа описано в Новом Завете. В библейских Евангелиях от Луки и Матфея говорится, что Иисус родился в палестинском городе Вифлеем. Точная дата появления на свет Иисуса Христа неизвестна. Выбору даты 25 декабря для празднования Рождества сопутствовали различные факторы: в этот день происходит зимнее солнцестояние в римском календаре; это дата, которая наступает спустя 9 месяцев после 25 марта – праздника Благовещения и весеннего равноденствия.

В середине IV века Западная христианская церковь установила датой Рождества 25 декабря, которую позже приняли на Востоке. Сегодня большинство христиан празднуют Рождество в этот же день по григорианскому календарю. Однако православные христиане в Восточной, Центральной Европе и других местах мира справляют Рождество 7 января, спустя 13 дней после того, как множество стран мира (США, Канада, Австралия, Великобритания и др.) отмечают этот праздник 25 декабря.

Интересный факт: Православие представляет собой одно из 3-х крупнейших христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. В современном христианском мире православная церковь, как правило, живёт по юлианскому календарю («старому стилю»), католическая церковь следует григорианскому («новому стилю»).

Почему православное и католическое Рождество не совпадают

Юлианский и григорианский календари

Страны отмечают Рождество в разное время, поскольку используют разные календари:

  • юлианский календарь , который в 46 г. до н. э. ввёл древнеримский диктатор, великий понтифик Юлий Цезарь. Христианские страны использовали юлианский календарь начиная с VI века. Но со временем оказалось, что этот календарь имеет неточности: юлианский год на 11 минут превышал продолжительность солнечного года. Лишние минуты накапливались и в итоге каждые 128 лет дополнялся 1 день. Через 1,5 тыс. лет календарь отставал от тропического года на 10 дней, в результате чего в конце XVI в. появился новый календарь;
  • григорианский календарь , введённый в 1582 г. Папой Римским Григорием XIII. Этот календарь стал международным гражданским календарём, по которому католические христиане до сих пор празднуют Рождественский день 25 декабря. Григорианский календарь устранил неточность юлианского календаря и привёл в соответствие продолжительность гражданского года с солнечным годом. Для исправления отклонения юлианского календаря от солнечного времени, глава Римско-католической церкви Григорий XIII опустил 10 суток в 1582 г.: после 4-го октября последовало 15-е октября.

Изображение официального перехода с юлианского календаря на григорианский в 1582 году

Католические страны (Франция, Италия, Португалия, Испания, Польша) первыми приняли нововведение, со временем на новое исчисление времени перешли и православные страны, однако православные церкви для сохранения традиций продолжили использовать старый юлианский календарь.

Сегодня разница во времени между старым и новым календарями составляет 13 дней: 25 декабря (по юлианскому календарю) выпадает на 7 января (по григорианскому календарю). Это привело к расхождению в числах празднования Рождества в разных странах мира. По сути, у православных христиан Рождественский день сохраняется 25 декабря, которое выпадает на 13 дней позже этой даты в современном григорианском календаре.

Рождество в православных странах


Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Многие православные страны по-прежнему придерживаются традиционного юлианского календаря религиозных праздников. Россия, Казахстан, Сербия, Грузия, Македония, Эфиопия используют старый юлианский календарь и встречают Рождество в начале января. Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января.

Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год (14 января); православное Крещение Господне (19 января), в отличие от католического (6 января).

Некоторые православные страны (Албания, Белоруссия, Молдавия, Украина) имеют два государственных праздника для Рождества – 25 декабря и 7 января. Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать дату Рождественского праздника.

Интересный факт: Рождество 7 января также называется «православным Рождеством». Однако всего 56 % православных христиан мира (и 7 % из 12 % всех православных христиан мира) встречают Рождество в начале января, остальная их часть – в конце декабря.


Таким образом, Рождество Христово отмечают 7 января православные христиане, в то время как большинство стран мира справляют этот великий праздник 25 декабря. Литургический календарь православной церкви основан на старом юлианском календаре, в котором дата Рождения Сына Божьего Иисуса Христа установлена как 25 декабря. Однако в григорианском календаре, принятом большинством стран мира, этот день приходится на 13 дней позже из-за 13-дневного расхождения между календарями. Поэтому согласно юлианскому календарю Рождество справляется 7 января.

Рождество, независимо от календаря, по которому определяется дата праздника, для каждого верующего христианина – светлый праздник, являющийся лучшим временем для духовного единства, чествования семьи, религии и добра. Рождество люди обычно празднуют дома, а также посещают рождественские церковные службы.

Почему Греческая Православная Церковь, празднует Рождество 25 декабря, как и католическая, а РПЦ на 13 дней позже – 7 января?

Попытки установить истину самостоятельно похвальны, но что делать, если они не увенчались успехом? Принять истину большинства без размышления или идти дальше своим путем, оставив догмы большинства за плечами?

Ждать ли чудес в святые дни, чтобы ими укрепить веру? Или подлинная вера сама рождает чудеса в самые серые будни? Чудеса, порой столь тихие, незаметные постороннему глазу, от которых лишь собственное сердце замирает от удивления, благоговения и тихого восторга: «Как такое могло случиться – невероятно!».

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА

Как известно, в Новом Завете нет ни намека, чтобы кто-то из близких Христа, включая и самого Иисуса, отмечали дни рождения. Известно лишь об одном таком праздновании – дне рождения царя Ирода, на котором он подарил голову Иоанна Крестителя своей падчерице Саломее. И позже нет упоминания, что апостолы или дева Мария отмечали Рождество.

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Первые христиане были гонимы во многих частях света.

В начале своего правления император Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником, ему даже было видение солнца после посещения священной рощи Аполлона. Но через два года, во время войны, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы PX. А на следующий день Константин увидел в небе крест и услышал голос: «Сим победиши!».

После победы христианство стало обретать статус государственной религии. При Константине столицей римской империи стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

По преданию, еще до того, апостолом Андреем Первозванным, около 38 года здесь было основано собрание христиан и он рукоположил своего ученика Стахия «во епископы града Византиона». Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах.

Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся спор, Константин выступил арбитром и раскола церкви не произошло, указами Константина епископы-повстанцы были сосланы.

Словом, император Константин и его последователи прибрали к рукам в своей империи эту гонимую христианскую церковь, сделав ее государственной религией. Разделение у христиан началось, когда христианское учение начали «растаскивать» по национальным признакам и огосударствливать.

Государственная религия – это круто, это третья нога власти! Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, ответ на который для других не знаю. Оглянитесь вокруг – сами поймете.

Но все же, ни о каких православных и католиках при императоре Константине не было и речи, а 25 декабря, как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском», впервые упоминает римский хронограф в 354 году как общей дате для всех христиан.

Дальше дело пошло хуже, с 451 года в Константинополе был утвержден патриархат, согласно которому «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

Единство христианской церкви начало раскачиваться конкурирующими «помазанниками» двух главных центров христианства – Константинополя и Рима. К 8-ому столетию, Римский папа и патриарх Константинополя начали спорить по многим вопросам, касающимся религии. Одно из различий в их мнениях – это безбрачие духовенства (священники Рима должны соблюдать обет безбрачием, тогда как константинопольский священник может жениться перед своим рукоположением).

Споры и возражения между духовными руководителями Православия и Католицизма становились все более интенсивными, и в 1054 г. Патриарх и Римский папа окончательно разошлись друг с другом. Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь – каждая из них встала на свой собственный путь развития: это разделение называют ересью.

ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ

Историки до сих спорят о годе рождения Христа, в то время как с самой датой Его Рождества более менее определились, благодаря тому, что в Библии хорошо прописан подсчет Пасхи. Но и здесь возникли разногласия из-за разницы в календарях.

Дело в том, что в первые века нашей эры церковь пользовалась юлианским календарем. Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э., его в современной России обычно называют старым стилем. Им пользовались довольно долго, но со временем выяснилось, что точность юлианского календаря по сравнению с тропическим годом оказалась невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определенное место, например в Соборе святого Петра в Риме - это мозаика.

Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменен на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Как подсчитали астрономы, в связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января, а с 9901 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.

Последними на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

До сих пор не перешли на григорианский календарь Эфиопия и Таиланд.

В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.

Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями одиннацати православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю, 25 декабря, Рождество отмечают православные церкви Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

Четыре Поместных православных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю, отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского календаря, также по юлианскому календарю (7 января) отмечают Рождество на Афоне.

Следовать ли принятым календарям, или изобрести свой? По-моему, это вопрос религии, а не веры: с какой религией связан – те догматы и соблюдай. В Библии, Слове Божием, кроме памятования Пасхи никакой день не выделяется.

Нет греха праздновать Рождество раз в году, но куда лучше помнить о нем каждый день – любовь покрывает множество грехов!


Почему Рождество празднуют 7 января (25 декабря) Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество — день рождения сына Божиего у Девы Марии — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. Согласно copyright-by-праздник ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы—волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января — страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.
История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю.

В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием

Всех с наступающим Рождеством

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

Христианские конфессии, живущие по григорианскому и так называемому новоюлианскому календарю, отмечают Рождество Христово на две недели раньше, чем православные христиане, придерживающиеся так называемого «старого стиля». Рождество в западной религиозной традиции считается главным праздником, с которым связано радостное ожидание чуда.

Когда отмечается католическое Рождество

Рождество по григорианскому и новоюлианскому календарю отмечается 25 декабря . Предрождественский сочельник отмечается 24 декабря , и вечером в этот день проходят все главные рождественские службы.

Кто отмечает Рождество 24-25 декабря

Когда отмечают Рождество в России и на Украине

Русская православная церковь отмечает праздники по юлианскому календарю, поэтому в России Рождество встретят в ночь с 6 на 7 января . Этот праздник является в России выходным днем.

На Украине и в Белоруссии также большинство православных отмечает Рождество вместе с россиянами - 6-7 января. Но на Украине ради католиков и представителей других конфессий, которые живут по григорианскому календарю (а таких среди украинцев немало, хотя и не большинство), 25 декабря также объявлено выходным днем. Впрочем, это, наверно, к лучшему, поскольку лишний праздничный день - это всегда хорошо, тем более, когда речь идет о Рождестве.

История Рождества

Рождество связано с евангельской историей о рождении сына божьего Иисуса Христа у девы Марии .

Согласно Евангелию, в год рождения Иисуса по указу императора Августа в Римской империи, частью которой были Иудея, проводилась перепись населения. Для удобства для переписчиков всем жителям Иудеи было приказано явиться в город своего рождения. Супруг девы Марии святой Иосиф был потомком царя Давида , и его «малой родиной» был Вифлеем. Мария, в это время уже беременная, отправилась в Вифлеем вместе с мужем.

Однако в Вифлееме из-за наплыва гостей Марии и Иосифу не удалось попасть в гостиницу. Когда подошел срок родов, Мария родила ребенка Иисуса в пещере, в которой прятали скот от непогоды.

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которым о рождении сына божьего сообщил ангел. Следом пришли волхвы, которым путь к пещере указала звезда, появившаяся на небе в момент рождения Иисуса. Волхвы принесли Иисусу царские дары - золото, ладан и смирну. Этим даром волхвы дали понять, что видят в младенце Иисусе царя божьего.

Согласно католической традиции, волхвов, которые сами были царями (по другой версии - магами) звали Мельхиор, Каспар и Бальтазар .

Узнав о рождении сына божьего, тогдашний царь Иудеи - жестокий Ирод - решил уничтожить Иисуса. Ирод не стал разбираться и велел убить в Иудее всех младенцев в возрасте до двух лет (знаменитое избиение младенцев).

Однако ангел божий спас Иисуса и его семью. Ангел велел Иосифу вместе с Марией и ребенком бежать в Египет, где святое семейство скрывалось до самой смерти Ирода, после чего благополучно вернулось в Иудею.

Католическое Рождество - традиции праздника

Католики начинаются готовиться к Рождеству заранее - за месяц. Предрождественский период называется Адвент, он включает в себя молитвы, пост (не такой строгий, как Рождественский у православных), а также различные мероприятия, связанные с благотворительностью.

Адвент посвящен ожиданию чуда Рождества, поэтому в это время в Европе проводятся различные рождественские мероприятия - ярмарки, спектакли и т.д. Самые грандиозные предрождественские ярмарки проходят в Германии.

Католический Сочельник

В этот день у верующих принято держать строгий пост. Желательно целый день ничего не есть, а когда на небе загорится первая звезда, «разговеться» сочивом - сваренными в меду зернами различных злаков. В это время в католических и протестантских храмах проходят праздничные службы, а затем люди отправляются домой и садятся за праздничный стол, на котором традиционно присутствуют мясные деликатесы.

Католические рождественские традиции

Вертепы

Со средневековья в Западной Европе появился обычай устраивать на Рождество рождественские вертепы - делать игрушечные ясли с куклами в виде девы Марии, младенца Иисуса, святого Иосифа, пастухов, волхвов и т.д.

Колядки

На Рождество европейцы, особенно дети любят колядовать - наряжаться в карнавальные костюмы и маски и ходить по улицам и домам, распевая рождественские гимны. Певцам принято давать сладости или деньги.

Рождественская ель

Главный рождественский обычай, который еще в петровские времена попал в Россию черед приезжих немцев - ставить в домах и на площадях наряженную ель, которая символизирует райское дерево.

Санта Клаус

Санта Клаус (он же святой Николай ) - это рождественский дед, который приносит детям подарки на Рождество. В западной традиции считается, что, подобно святому Николаю, Санта заходит в дома по ночам через дымоход, оставляя подарки под елкой или в специальном носке, подвешенном у камина.

***
Как мы ждем этот чудный праздник,
Снова мир озарен волшебством,
Сколько радости, сколько счастья
Нам с тобой принесет Рождество!

Время праздника, время подарков,
Время счастья, покоя, чудес,
Пусть звезда Рождества светит ярко,
Нам любовь, посылая с небес!

***
Рождество пусть озаряет
Каждый дом,
Веру в бога укрепляет,
Ибо в нем -
Утешение отрада, и опора.

И надежда в том,
Что скоро мы поймем:
Ничего дороже в мире нет любви,
С нею мы как будто выше от земли.

Рождество об этом нам напомнит вновь,
Даст дорогу чудесам пускай любовь.