Когда День речного флота? День речника: празднование Когда отмечают день речника

Морской и речной транспорт - одна из важных и надежных отраслей экономики многих стран.

День работников морского и речного флота - профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый каждый год в первое воскресенье июля. И в 2019 году этот праздник выпадает на 7 июля.


Виновники торжества

День работников морского и речного флота учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».


Труженики голубых магистралей всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны. И, безусловно, своим трудом они заслужили собственный праздник День работников морского и речного флота.

Приятно, что традиции, складывающиеся на флоте веками, не только живы сейчас, но и развиваются, крепнут, приумножаются. Морской и речной флот и сегодня остаются важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России.

Создание Российского флота

День работников морского и речного флота - прекрасный повод вспомнить историю.


Дата создания Российского флота - 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора.


11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).


За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.


Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф.П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

После кончины Петра I, в 1725 году, постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 году: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.


Главком военно-морских сил России адмирал Владимир Масорин сообщил о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации.


Первый рывок создания флота начался в 80-х годах XIX века, когда российское руководство приняло решение о создании флота на Тихом океане - для защиты восточных рубежей России и поддержки ее влияния в регионе. Недостаточная концентрация усилий, несбалансированность программ в сочетании с общей технической отсталостью страны и некомпетентным руководством привели к поражению российского флота в войне 1904-1905 годов с Японией, главные силы флота которой были оснащены новейшими кораблями, построенными на британских верфях.

После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.


11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике v 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов).

Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий.

Мы сердечно поздравляем тружеников голубых магистралей с праздником, с Днем работников морского и речного флота!

Кому-то и море по колено, а кому-то и дачный прудик покажется Марианской впадиной. Совершенно неважно морской вы волк или же скромный речной волчонок, День морского и речного флота вы можете смело записать в свой профессиональный праздник. Пожалуй, все мальчишки когда-то в детстве мечтали стать капитанами огромного корабля и отправиться в дальнее плавание, чтобы открыть новые земли, материки и таинственные необитаемые острова.

Более тридцати лет назад, в далеком 1980 году в СССР был издан указ о том, что каждый год, в первое воскресенье июля (1 июля в 2019 году) в стране будет официально отмечаться День работников морского и речного флотов. Наша страна богата на водные ресурсы, это и моря, океаны, а также многочисленные полноводные реки и огромные озера. Такое географическое положение просто обязывало, чтобы речной и морской транспорт стали одними из главных отраслей хозяйства страны. Зачастую моряки и речники – это целые династии, на долгие поколения, связавшие свои судьбы с водной стихией.

Когда отмечают

День работников морского и речного флота празднуется в первое воскресенье июля, в самый разгар лета.

Оно было внесено в праздничный реестр еще при Советском Союзе. 1980 год ознаменовался принятием 1 октября Указа Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X «О праздничных и памятных днях», согласно которому своего профессионального праздника удостоился не только военный флот, но и гражданский. 1 ноября 1988 г. вышла новая редакция документа под № 9724-XI.

Кто празднует

День работников морского и речного флота призван чествовать всех профессионалов данной отрасли: речников и моряков торговых и пассажирских суден и ледоколов, судоремонтников, работников многочисленных российских портов.

О профессии

Профессия моряка несет в себе опасность, но в то же время считается очень романтичной. Гражданский флот является важным аспектом формирования экономического потенциала государства, поэтому Россия испытывает необходимость в профессиональных кадрах в этой области. Его главные функции состоят в перевозке крупногабаритных грузов и пассажиров по территории страны и за ее пределами.

Благодаря ежедневному труду работников морского и речного флота Россия ведет торговые отношения с государствами-партнерами, имеет широкие возможности экспорта, развивает морской и речной туризм. Профессионализм данных специалистов – залог экономического процветания РФ.

Поздравления с днём работников морского и речного флота 2018

В день морского и речного флота,
Повод есть шампанского открыть
Тем, чья ежедневная работа —
Водные просторы бороздить,

Тост поднять за дружную команду
За корабль отважный и ретивый
Должен морячок сегодня каждый
Погулять эффектно, но красиво.

С праздником сегодня поздравляю
Шкиперов, механиков, матросов
Пусть всегда удача будет с вами
И мужская дружба без вопросов.

Все знают — разные бываю корабли,
Морские лайнеры, паромы и буксиры,
Речной трамвайчик зажигает огоньки
И танкеры развозят нефть по миру.

Бывает флот речной, а есть морской
Но главное здесь, кто им управляет,
Кто тот волшебник, кто он, тот герой,
Что по воде корабль плыть заставляет.

Героев много, всех не перечесть —
Судостроитель, капитан, матрос, механик.
Сегодня праздник флота и в их честь
Пусть залп салютов с кораблей всех громко грянет.

Пускай преследует их на воде и суше
Везенье бесконечное и счастье
И никогда корабль жизни не разрушат
Шторма лихие, бури и ненастья.

Надень на себя старую тельняшку,
А на лицо напяль улыбку во весь рот
Достань коньяк, налей всем по рюмашке,
Тост подними за весь российский флот!

Б ороздить вам охота
Водоемы всех стран…
С Днем работников флота
Вас, матрос, капитан!
Океан ли неистов
Или штиль, легкий бриз,
Вы везете туристов,
Уголь, фрукты и рис.
На речном такелаже
Или в дальнем пути
Веселее вас, краше
На земле не найти!
Нет просоленным милям
Счета – рейсам, портам…
И семь футов под килем
Вновь желаем мы вам!
***

Флот торговый, промысловый,
Флот речной или морской, -
Так ли важно, право слово! -
Иногда нам - флот какой!
На воде - не как на суше, -
Все не проще, все не так, -
И понять морскую душу
Сможет далеко не всяк!
Там, в душе - морские дали,
Бурный шторм и полный штиль,
Жены там, что долго ждали,
Вас, потерянных почти,
Многоборье со стихией,
И любимой взмах руки…
В общем, вам прочел стихи я, -
С праздником вас, моряки!

Б ез речников и моряков,
Нам не пройти всех тех дорог,
Что водной гладью, синевой,
Так манят с детства нас с тобой!
Мы поздравляем вас, друзья,
Пусть в вашей жизни у руля,
Будет любовь, здоровье и счастье!
И реет мирный флаг на мачте!

Д ень моряка! Морские мили…
Любви и дружбы не тая,
Мы говорим: шторма и штили —
Судьба счастливая твоя!
Туманы, страны, океаны,
Трюм, вахты, стропы, морвокзал..
Широты и меридианы
Не понаслышке ты познал!
Не капитаном пусть, матросом
Ты ходишь, стар ты иль юнец,
Всегда кумиром будешь, боссом
Всех ждущих моряка сердец!!!

З наем, флот бывает разный,
Есть морской, а есть речной.
Но главней моряк отважный,
А не что там за кормой.

Ясно, море – не река.
Море манит моряка.
Не хотим вас разделять,
Вместе будем поздравлять!

Катерки или суда –
Чтоб держала всех вода!
Чтобы звание «моряк»
Гордо вы несли, как флаг.

Им по зову сердца стали
И судьбу с водой связали.
Пожелаем моряку,
Ждали чтоб на берегу!

Б ольшой корабль многотонный
Заходит с грузом снова в порт.
Товара в нем на миллионы,
Но всё до места довезёт.
У вас серьезная работа –
По морю грузы доставлять!
Желаю в День морского флота,
Безбедно жить и не хворать!

Б ез воды не прожить вам ни дня -
Это знает любой на планете!
Флот - наша гордость и наша броня,
Наши звезды, что не блекнут на рассвете!
С праздником, вас, с Днем флота!
Пусть жизнь бурлит водой,
А на сердце пусть будет одна забота -
Когда ж возвратитесь домой…

С тучится праздник к нам в ворота,
И как ему тут не открыть?!
Ведь день морского и речного флота,
Никто не может позабыть

Сегодня хочется поздравить,
Наших отважных моряков,
И перед всей странной восславить,
Забытых всех морских волков!

Пускай не знает ваше судно,
Пробоин, штормов и цунами,
На палубе пусть будет людно,
Попутный ветер будет с вами!

В от и пришел день воскресный,
Первый в июле – он ваш!
Праздник ваш славный, чудесный
Брать пора на абордаж:
Нынче, работники флота,
Гордо вздымайте свой флаг!
… Счастье приносит работа,
Спорится дело в руках:
Всё вам легко удается –
Вы же в стихии своей!
С праздником вас, флотоводцы!
Тихих вам рек и морей!

В олны белопенные,
Корабли военные,
Строгость неугаданных дорог -
Это наш отважный флот.
Честь России бережет,
Чужих не пустит на порог.
Красно-бело-синие
Флаги над Россиею.
Гордо развиваются,
С истинным достоинством,
Твердо и по совести
Правят службу руки моряка!

Э тот день тем знаком, кто в морях
Много времени часто проводит.
Этот праздник придуман не зря.
Уважают ребят тех в народе.
Флот речной и морской важен нам.
Ведь и водным границам мир нужен.
Поздравляем! Желаем врагам
Вам отпор давать ясно и дружно!

Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля . Моряки и речники отмечают совместно свой профессиональный праздник с 1976 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" День работников морского и речного флота включен в перечень праздников, отмечаемых в знак признания заслуг трудящихся отрасли. В 2017 году этот день приходится на 2 июля.

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены 18 июля 1924 года , когда постановлением Совета Труда и Обороны было образовано Акционерное общество "Совторгфлот". В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под флагом "Совторгфлота" ходили 128 пароходов. Централизация позволила значительно, в 1,5 раза, увеличить грузоперевозки. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к 1 апреля 1941 года имел 870 судов.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов транспортные суда совершали тысячи рейсов по внутренним и внешним коммуникациям, подвергаясь атакам кораблей, авиации и подводных лодок противника, участвовали во многих десантных операциях. Значительная часть их после соответствующего дооборудования выполняла боевые задачи в повседневных боевых действиях в составе судов военно-морских баз. Особенно важной для транспортного флота была задача обеспечения перевозок воинских и народнохозяйственных грузов. За годы войны советский транспортный флот перевез около 100 миллионов тонн необходимых стране и фронту грузов, 13 900 тружеников моря получили боевые награды, а 35 работников морского транспорта стали Героями Советского Союза.

День работников морского и речного флота — профессиональный праздник рабочих морского и речного флота, который отмечается ежегодно в первое воскресенье каждого июля с 1981 года. 1 июня 2018 года является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей.

День работников морского и речного флота: история праздника

В Советском Союзе День военно-морского флота был установлен Указом Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПБ 22 июня 1939 года. День Военно-морского флота СССР отмечался в последнее воскресенье июня ежегодно с 1939 года.

Работники советского торгового флота, в том числе матросы, не имели собственного праздника, тем не менее, День советского флота, который отмечался в последнее воскресенье июня, считался днем всех рабочих советского флота в Черноморском морском пароходстве в 1970-х годах.

У Черноморского морского пароходства были свои причины отмечать его из-за того, что корабли этой судоходной компании занимали самую большую долю в доставке военных грузов Советского Союза, включая кубинскую блокаду и другие перевозки в горячие места. Но коммерческие моряки не праздновали этот день, в последнее воскресенье июня, из-за того, что они не считали его собственным праздником.

День работников морского и речного флота: праздник после распада Советского Союза

В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, этот праздник сохранился в Российской Федерации и на Украине. По состоянию на 2000 год морские перевозки включали 10 крупных государственных и акционерных судоходных компаний и около 300 частных судоходных, 44 коммерческих порта, 146 причалов, принадлежащих коммерческим структурам, 13 верфей, 4 научно-исследовательских института и 2 проекта бюро, 3 морские академии, 6 колледжей и других организаций.

С 1996 года управление и надзор за сектором были главной задачей Министерства транспорта Российской Федерации и, в частности, его Морской администрации. Новый Код торгового мореплавания вступил в силу 1 мая 1999 года в России для замены Кодекса 1968 года, который применялся в советские времена.

В 1998 году российский торговый флот перевозил 36 млн. тонн грузов, что на 26% меньше, чем в 1997 году. В 1998 году российские судоходные компании вывезли всего 1,3 млн тонн, что составляло 4% от общего объема международных морских перевозок в объеме 32,5 млн тонн. Это было сопоставимо с тремя пятыми в 1997 году.

Сектор получил 4,3 миллиарда рублей, что эквивалентно более чем 500 миллионам долларов США в рамках программы «Возрождение торгового флота», утвержденной в 1993 году. В 1998 году морские судоходные компании получили 23 новых судна общим дедвейтом 800 000 тонн. Общий тоннаж в судоходных компаниях увеличился на 7%.

Российская судоходная отрасль действительно развивалась в течение двух лет после 2000 года, особенно в международной сфере. В 2001 году международные грузовые перевозки выросли до 270 миллионов тонн (с 240 миллионов в 1999 году). Примерно половина из них — нефть и нефтепродукты. В 2001 году общий объем поступлений в российскую судоходную отрасль составила более 1,3 млрд. долл. США, при этом чистая прибыль составила 300 млн. долл. США.

К 2003 году Россия заняла 22-е место в списке мировых ведущих морских держав, имея под своим флагом флот 7,7 млн ДВТ к 1 января 2003 года. К этому времени общее количество морских транспортных судов под российским контролем составило 1117 единиц от общей мощности до 11,9 млн. ед. Эта цифра включала 58,3% тоннажа, пролетавшего с иностранными флагами. В 1992 году это число составило 18,4%.

День работников морского и речного флота: состояние морского флота России

Государству принадлежат пять атомных и двух дизельных ледоколов, экологические и гидрографические корабли, а также флот судов для углубления морского или речного дна. Большинство российских кораблей были построены в советское время, а их средний возраст составляет около 20 лет. Иностранные флоты обычно на 4-5 лет моложе.

Около 34% судов речного флота устарели для использования, но они все еще работают на внутренних водных путях. Россия обладает крупнейшим в мире средним грузовым флотом, способным осуществлять как внутренние водные, так и морские маршруты.

Такие небольшие суда с грузом от 4000 до 6000 тонн пользуются большой популярностью среди европейских чартеров. Речно-морские суда работают на международных линиях по Балтийскому, Каспийскому, Черному и Средиземноморскому маршрутам.

День работников морского и речного флота: значение водного транспорта и работников для развития экономики

Водный транспорт является важным компонентом транспортного комплекса республики. Работники речного флота вносят большой вклад в развитие экономики и социальной сферы, пассажирские перевозки, туристическую деятельность, расширение торгово-экономического сотрудничества между российскими регионами и зарубежными странами.

Их знания и опыт обеспечивают развитие водного транспорта стратегической сферы экономики. В сложных условиях они отвечают за ответственные задачи, каждый год отправляют в места назначения тысячи пассажиров, сотни тысяч тонн товаров. Быть рабочим флота — означает сохранять и соблюдать традиции, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.

Работники речного флота сейчас играют важную роль в развитии строительной и дорожной промышленности. Благодаря полному профессионализму, опыту и ответственности экипажи кораблей, специалисты флота и работники береговой службы вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие России.

00:01 — REGNUM

Сегодня, 1 июля, в России отмечают День работника морского и речного флота. Президиум Верховного Совета СССР постановил в 1980 году отмечать профессиональный праздник в первое воскресенье июля.

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены в июле 1924 года, когда было образовано Акционерное общество «Совторгфлот». В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1925 году под флагом «Совторгфлота» ходили 128 пароходов. Централизация позволила увеличить грузоперевозки в полтора раза. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к апрелю 1941 года имел уже 870 судов.

В годы Великой Отечественной войны транспортные суда совершали тысячи рейсов и выполняли боевые задачи в составе судов военно-морских баз. За это время советский транспортный флот перевез около 100 млн тонн необходимых стране и фронту грузов. Однако в период войны отрасль потеряла 380 судов, было разрушено было ста портов и портпунктов, а также судоремонтных предприятий.

Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР составил уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. В 1970—1980‑е годы в состав транспортного флота вошли сотни специализированных судов, были построены специализированные береговые комплексы. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и стал членом ряда международных организаций.

В 1990-х годах после распада Советского Союза отрасль оказалась в кризисе. Чтобы обеспечить потребности России в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство приняло в 1993 году Программу возрождения торгового флота России.

Внутренний водный транспорт сейчас представляет сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входит речной флот, инфраструктура внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, промышленные предприятия, судостроительные заводы и туристические компании. По протяженности внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги — 101,7 тыс. километров. При этом порядка 80% водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров.

День работников морского и речного флота отмечают не только в России, но и на Украине. В Белоруссии — День работников водного транспорта.