Бухарина индивидуальные тетради воспитанников логопедической группы. Логопедические тетради картотека по логопедии на тему. Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.

Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];

Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.

Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)

Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.

Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.

Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.

Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.

Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.

Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.

Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.

7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда ивоспитателя

В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

Работа с родителями

Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.

Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября . На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.

Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.



Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.

Отчет логопеда

В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).

3. Количество выпущенных детей, из них:

· с хорошей речью;

· со значительным улучшением;

· без значительного улучшения.

· в массовую школу;

· в речевую школу;

· во вспомогательную школу;

· в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.

6. Количество детей, выбывших в течение года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.

В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.

3. Основные функции старшего логопеда:

· знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;

· участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;

· изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;

· регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

· составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;

· проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2-3 месяца;

· систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;

· оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

· составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;

· поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.

СЕНТЯБРЬ

IVнеделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:

а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);

б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Части тела и лица».

Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);

б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);

в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);

г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).

4. Расширение математических представлений:

а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;

б) учить пользоваться словами «один», «много».

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.

5. Домашнее задание:

б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.

ОКТЯБРЬ

I неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.

а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);

б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».

Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».

Дидактическая игра (лото «Овощи»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:

Мы флажками так помашем

И тихонечко попляшем,

А теперь маши быстрее

И пляши повеселее;

в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1-3 (на материале «Овощи»);

б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).

5. Работа над звукопроизношением:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д .

6 Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

в) обводка и раскрашивание овощей.

II неделя

1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;

б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;

а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;

б) загадки по теме «Овощи»;

в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.

3. Развитие моторики:

а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);

Капля - раз, капля -два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;

в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.

а) счет предметов 1-3 (овощи);

б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная-короткая», «широкая-узкая».

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация парных согласных и и б.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;

б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.

III неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Где позвонили?»;

б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Фрукты».

Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи- фрукты».

3. Развитие моторики:

а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);

б) движения по подражанию с флажками и без флажков;

в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);

г) подвижная игра «Обгони»;

д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.

4. Расширение элементарных математических понятий:

а) счет 1-4 (по теме «Фрукты»);

б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1-4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);

в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) постановка звука с;

в) дифференциация глухих и звонких согласных т-д, п -б в слогах, словах, стихотворениях.

6. Домашнее задание:

а) повторение упражнений для постановки звука с;

б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.

IV неделя

1. Развитие зрительного и слухового внимания:

а) подбор полосок, кружков по цвету:

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Осень».

Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).

3. Развитие моторики:

а) подвижная игра («Осенние ласточки»);

б) сочетание речи с движением:

Бей в барабан,

Бей в барабан!

Громче бей в барабан!

Тра-та-та, тра-та-та!;

в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) закрепление счета 1-4;

б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;

в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).

5. Звукопроизношение:

а) закрепление звука с в слогах, словах и чистоговорках;

б) выделение гласного а из ряда звуков.

6. Домашнее задание:

а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);

б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).

7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи

Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.

Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.

Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.

Развитие математических представлений: закрепление понятий много-один-ни одного; много-мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.

Развитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» - тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) - 2-3 раза; «капля» - капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).

7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.

7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи

Основные направления Содержание работы
Фонетика Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш-ж изолированно, в слогах и словах
Развитие зрительного внимания и памяти Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж»
Лексика Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама - лиса, папа - лис, лисенок, лисья; 4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.)
Грамматический строй Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже
Математические представления Закрепление счета до 5, закрепление понятий один - много, больше-меньше, одинаково, спереди-сзади, длинный - короткий
Развитие общей моторики Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель)
Подвижные речевые игры Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы»
Лепка, аппликация, рисование Снежная баба, елочка, звери наших лесов

В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).

Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:

1. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» - Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).

2. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» - приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).

3. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» - приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.

Ольга Бардюг
Рабочая тетрадь индивидуальной работы с детьми - логопатами с 3–4 лет.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня. Воспитатель проводит занятие сначала со всей группой детей, затем занимается индивидуально с теми детьми , фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя . Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя- логопеда с детьми . Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей , с которыми он занимался (для повторения пройденного материала дома) .

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Обследование импресивной речи у ребенка – Имя и первая буква фамилии ребенка и возраст (Кирилл Г.6лет)

5 методик

Методика 1. Контекстная речь

Цель: выявление контекстного понимания фразовой речи

10 вопросов(диалог) задавать вопросы над по такому принципы: Тебе 6лет? И вам ребенок отвечает либо кивая головой, либо как-то еще дав понять вам, что речь и ваш вопрос были им поняты.

Записываем себе куда-то % правильных ответов и делаем вывод о данной методике

Заключение: можно предположить, что ребенок понял % ответа, это средний/высокий/низкий уровень

Методика 2. Понимание значений слов

Цель: выявление пассивного словаря у ребенка

Нужно 60 карточек,30-предметы- часть речи существ. И 30- глалолы

1гру.существ.+1гр.глаголов- слова из детской речи, не имеющие симантического и фонетического сходства

Яблоко, кубики,ведро

Работает, прыгает, кормит

2гр. Сущест+глагол – группа средней частотности имеющие фонетическое сходство

Мишка, миска, мышка

Читает, считает

3гр.существ+глагог – слова входящие в одно смысловое поле

Варежки-перчатки

Моет-стирает-умывает

Перед ребенком кладем 1группу сущ.10штук- и говорим покажи где яблоко, где ведро…записываем сколько взял правильных карточек

1группу глаголов 10штук- покажи где кормит, и тоже все подмечаем за ребенком

Заключение: можно предположить, что ребенок владеет % , это уровень ср.высокий,низ.

Методика 3. Понимание предложений

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок понимает предложений

Простые сюжетные картинки с однозначным толкованием 5-6 карточек

Пример дурацкий она привела: пока картинку где книга в пакете, где книга на пакете,где пакет в книге

Выводим % правильных ответов

Заключение: можем предложить…

Методика 4. Понимание инструкций

Цель: исследовать на сколько хорошо ребенок может выполнять инструкции

10инструкций, который взрослый предлагает выполнить ребенку

Картинка на ней мама и дочка(покажи где мамина дочка, где дочкина мама)

Правильность ответов высчитываем в %

Заключение: можно предположить что ребенок набрал средний уровень… понимая все предложенные ему инструкции

Методика 5.Фонетический слух

Цель: исследование фонетического слуха

Все задания будут направлены на 2звука, З и Ш

1вариант восприятие звука в ряду с максимальной контрастностью

Б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д

Ба, кА, ша, та, ра, ша, га, ша, да

2 вариант со слабой контрастностью

П, ш, х, ф,ш,к, т, ш

Па, ша, ха, фа,ша, кА, та, ша

3вариант с минимальной контрастностью

С, ш, ж, щ, з, ш,х,ж,ш

СА, ша, жа, ща, за, ша, ха, жа, ша

С опознанием звука в словах

1 с максимальн.контрасностью

Дом,школа,мешок,рыбак, шалаш

2 со слабой контрастностью

Санки, шапка, жук, нож

3 с минимальной контрасностью

Сумка, сушки,машина, снежки,чайник, щетка, чашка, зайчишка

Все задания, чтоб нам не придумывать самим она дала кому-то отсканировать, они должны их выложить сюда.

Задания где-то от86до 88 для импресивной речи.