Чем занимаются срочники в ракетных войсках. Как начиналась служба в ракетных войсках . Особенности службы в ракетных войсках

Каждый будущий призывник, перед тем как идти в армию задает себе два вопроса, где лучше служить в армии и как попасть в нужное подразделение. Для ответа на этот вопрос, надо понять какой цели хочется достигнуть, отправляясь для службы в войска. Стоит определиться с наличием каких-то определенных навыков и полученных знаний в гражданской жизни.

Проходя призывную комиссию, каждого призывника обязательно спросят, где призывник хотел бы служить. В военкомате сделают пометку о предпочтениях призывника, куда лучше его направить, с учетом его медицинских характеристик и способностей.

Правда, зачастую эта пометка не играет особой роли. Распределение на призывном пункте происходит согласно потребностям «покупателей», которые приехали за молодым пополнением. Тем не менее, желания призывника в некоторых случаях учитываются, также учитывается и то, в каком регионе проживает призывник. В некоторых случаях, его могут оставить служить рядом с домом, если есть на то определенные причины. Тогда, призывнику стоит заранее позаботиться об этом вопросе и выбрать для службы те войска, которые находятся в его домашнем регионе.

Виды войск

Какие бывают войска и какими навыками нужно обладать для того, чтобы попасть в эти войска. Все войска можно разделить на три вида: сухопутные, флот, авиация. Нельзя выделить какой-либо вид войск в разряд элитных. Каждый вид войск выполняет определенные задачи и имеет свои цели. Поэтому лучше заранее побеспокоиться и решить куда лучше пойти служить в армии.

Сухопутные

  • Танковые войска. Являются основной атакующей силой сухопутных войск. Выполняются задачи по обороне и наступлению в бою. Для этих войск отбираются призывники ростом не более 174 сантиметров, предпочтительно крепкого телосложения, не имеющих значительных проблем со зрением.

Узнай: Что из себя представляет танковая армия России

  • Мотострелковые. Обладают универсальностью и способностью выполнять любые боевые задачи при любой погоде и в любой местности. В эти войска особого отбора нет. Категория здоровья идет с А1 до Б4. В состав войск входит много подразделений, поэтому на службу определят всех.
  • Железнодорожные войска. Участие в военных действиях, проводимых с участием железнодорожных составов, а также устранение последствий стихийных бедствий на железнодорожных путях. Призывник, обладающий не очень хорошим здоровьем, имеет все шансы оказаться в этом виде войск.
  • Спецназ. Выполнение специальных задач, которые не под силу ни одному воинскому подразделению. Набор в это подразделение ведется из кандидатов уже отслуживших срочную службу. Проводится строжайший отбор и тестирование.

Воздушные

  • Воздушно-десантные войска. Проведение спецопераций на территории противника. Организация диверсионных мероприятий и нарушение работы управления и коммуникаций, а также захват вражеских объектов. Кандидат в эти войска должен соответствовать очень высоким требованиям. Категория здоровья не ниже А1, физическая выносливость и психологическая устойчивость.

  • Воздушно-космические войска (ВКС, РВСН, ПВО). Защита и контроль воздушно-космического пространства Российской Федерации и отражение атак противника с воздуха. Попасть в эти подразделения больше шансов у призывников технических и инженерных специальностей. При отборе упор делается на психологические качества и умственные способности призывника.

Морские

  • Военно-морской флот. Выполнение боевых задач на морских и океанических водах, отражение атак противника на воде и ведение наступательных действий со стороны моря. Включает в себя надводные, подводные войска, а также морскую авиацию и морскую пехоту. Для того чтобы призвали на срочную службу в ВМФ необходимо иметь рост не менее 180 сантиметров, категорию здоровья не менее А3 и хорошую психическую устойчивость.

Куда идти

Если считать престижным тот или иной род войск, то этот вопрос очень спорный. В любых войсках есть свои элитные подразделения, такие как разведка и спецназ. Служить в таких подразделениях почетно и престижно, но и поработать придется прилично. Попасть в такие подразделения непростая задача. Для службы в этих подразделениях, некоторым призывникам изначально достаточно иметь хорошую физическую форму и психическую устойчивость В таком взводе большая вероятность научиться полезным навыкам, таким как рукопашный бой, владение оружием и другими видами специальных навыков.

Узнай: Сколько служат в армии России по призыву в 2019 году

Но в то же время, как показывает практика, отбор новобранцев происходит без ведома призывника. На призывном пункте «покупатели» обычно рассказывают, что самые лучшие войска именно те, откуда они приехали, их задача увезти с собой лучших. Если новобранец пойдет на призывной пункт обладая определенными знаниями, значит с ним будет меньше проблем в боевой части. Но после того как будет принята присяга, проводится повторное распределение. В этот момент в большинстве случаев обращают внимание на то какими достоинствами обладает молодой солдат. В соответствии с его навыками идет распределение по подразделениям части.

Для того, чтобы попасть в хорошие войска, перед тем как отправиться служить в армию, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Повышать физические нагрузки. Хорошая физическая форма везде ценится.
  2. Поднять организованность и самостоятельность, нужно научиться самодисциплине.
  3. Получить профессию. В армии востребованы солдаты, обладающие какими-либо навыками.

Допризывная подготовка

Стоит сказать о допризывной подготовке призывника, ведь желательно заранее подумать о том куда идти служить. Если есть большое желание пойти служить водителем или в бригаду ВДВ, неплохо было бы позаботиться об этом заранее. В России, в каждом крупном городе существуют отделения ДОСААФ, которые занимаются допризывной подготовкой. Через эту систему обучения можно не только получить права, но и увеличить шансы пройти службу за рулем какой-либо военной техники.

Офицерам и солдатам Махачкалинского полка
Дикой кавказской дивизии РВСН посвящаю…

Дикая кавказская дивизия РВСН

В армии, сначала советской, а потом российской, я прослужил ровно 20 лет и вышел на
пенсию в звании подполковника. А начиналась моя служба в конце августа 1978 года, когда после окончания МВТУ я распределился в ЦНИИМАШ в нынешнем Королеве и быстро понял, что никому там особенно не нужен. Меня послали строить какие-то гаражи, общежития не дали, прописки тоже, и мы на семейном совете решили, что нужно идти в армию. Все равно служить когда-нибудь придется…
Из Загорска военкомат отправил нас с одним мальчиком с ЗЭМЗа - Колей Чуприным в
Винницу, в штаб армии Ракетных войск стратегического назначения. В Москве к нам
присоединился еще один парень, работавший в ЦК ВЛКСМ. Всю дорогу в поезде мы
играли в преф и писали пулю за пулей, нашпиливая их на гвоздь в стене купе.
В штабе армии нас перенаправили на берега Каспия - в Махачкалинский полк
Орджоникидзевской дивизии, прозванной в среде офицеров-двухгодичников Дикой
кавказской. Прибыли мы туда в выходные и, так как никого из начальства не было, снова
резались в карты еще два дня.
А на утро в понедельник нас переодели в полевую форму и повели к командиру
дивизиона. Как сейчас помню, он сидел в курилке на улице, а перед ним навытяжку стоял
здоровенный лейтенант с перевязанной бинтами головой. Все это выглядело как в боевой
обстановке, страшновато. Но позже оказалось, что офицер-двухгодичник Серега Серегин
при проведении регламента ракеты сунул свою голову куда-то не туда, и ему стукнул по
репе сработавший воздушный клапан…
Нас распределили по подразделениям. Кто попал в группы подготовки пуска (ГПП), кто
в штаб, а меня определили в Группу регламента полка.
Там мы честно отслужили свои два года и вернулись домой – кто на гражданку, а кто, как
я, остался в кадрах и продолжил службу в РВСН…

Один МИК из тысячи

А пока нас с коллегой, двухгодичником Юрой Марулиным, таким же лейтенантом, как и я, но только из Казани, распределили по расчетам Группы регламента. Я попал начальником 4-го расчета, обслуживающего подземный МИК (монтажно-испытательный корпус) 1-го дивизиона полка, куда на время проведения регламентных работ доставляли для проверок боевые ракеты. Их в промежуток между пролетами американских шпионских спутников вынимали установщиками из шахт, укладывали на специальные транспортировочные тележки и доставляли по бетонной дорожке в теперь уже мой МИК.
Регламенты проводились раз в полгода, а все остальное время я бил балду, изучая различные технические наставления и заполняя отписками о якобы проведенных мной ежедневных осмотрах технического оборудования МИКа толстую пачку ЖУТСов (журналов учета технического состояния). После чего выходил на поверхность, садился в курилке и в очередной раз тупо рассматривал окружающую природу, состоящую из небольших гор и невысокого дубового леса. Было скучно. Но положенные два года нужно было дотерпеть и дослужить.
Зато в момент проведения регламента жизнь кипела. Мой расчет, состоящий из таджиков и белорусов, суетливо разбежавшись по карманам, вручную открывал многотонные гидравлические ворота. Использовать автоматику, как это всегда происходит в армии после ЧП, запретило вышестоящее командование, так как в одном из полков раздавило двух солдат, катавшихся на таких же воротах.
Однажды у меня моих бойцов забрали для работ на виноградниках соседнего колхоза, и я один открывал обе створки ворот, качая вручную гидравлику сначала одних ворот, а затем вторых. Задыхаясь, я бегал под матерные крики офицеров, уже прикативших две тележки с ракетами, из одного кармана в другой карман, чтобы открыть сначала одну, а затем вторую бронированные створки - каждая весом в 8 тонн. Сил едва хватило. Но я справился…
Ракеты 8К65, на которых мы служили, – это огромные металлические чушки длиной более 24 метров и диаметром что-то около 2,5 метров, нашпигованные сложнейшим оборудованием. Свободного места внутри двигательного отсека практически не было, а в мои обязанности входило залезть через люк внутрь и проверить специальным щупом отсутствие электростатического электричества. Я с трудом протискивался между соплами и трубками, а иногда там и придремывал, чтобы не лазать туда-обратно, пока офицеры группы регламента устраняли какие-нибудь неисправности…

Капитан Тузов

Служба в дивизии была не сахар. Если кому-то показалось иначе, то это не так. Каждый день рано утром офицеры и прапорщики, живущие в Махачкале, садились в ПАЗики и кунги и отправлялись за 70 километров по своим дивизионам. Наш был самым дальним.
Грунтовая дорога по предгорьям Кавказа – это не проспект Красной Армии. Иногда зимой по наледи машины сносило к краю дороги, и мы в ужасе зависали над жуткой пропастью. Особенно было страшно, когда водители были неопытными первогодками. Но ко всему привыкаешь, и старые офицеры уже не обращали внимания на эти «мелкие» происшествия, а вскоре и все мы тоже стали фаталистами…
Из полка уезжали тоже все вместе, бранясь и дожидаясь по полтора часа командира дивизиона, вечно отдающего распоряжения дежурной смене в самый последний момент. В выходные, как правило, все те, кто не находился в дежурной длинной или короткой сменах (на 4 или 3 дня соответственно), дежурили по казармам – надзирали за солдатами.
Жилья офицерам практически не выделяли, почти все они жили на съемных квартирах. Получить следующее звание тоже было трудно. Если человек уходил на пенсию майором, это считалось удачей, потому что майорских должностей было мало. А подполковников в полку было всего несколько.
То есть, ни карьерного роста, ни квартирных перспектив. И, чтобы уйти на пенсию, отслужить нужно было 25 лет. А уволиться досрочно можно было только либо по инвалидности, либо по пьянке. Так эти люди и СЛУЖИЛИ. А мы, случайно попавшие в их круг из разных столиц и крупных городов, только удивлялись их терпению и стойкости.
Скрашивали их тяжелую беспросветную кабалу семьи, которые они видели только ночью, да обычные мужские развлечения – охота, рыбалка, а иногда просто водка по ночам.
При всем при этом среди кадровых офицеров встречались талантливейшие специалисты, профессионалы от Бога. Я вспоминаю двоих.
Начальник нашего отделения капитан Александр Николаевич Смирнов всю ракету знал в совершенстве. Если мы, молодые, с трудом осваивали кто двигательную часть, кто систему управления, то он знал ВСЕ. Не помню ни одного регламента, чтобы не случалось отказов - обязательно какая-нибудь проверка не шла. И тогда начинался мозговой штурм нашего умнейшего и интеллигентнейшего командира. И он практически всегда блестяще находил разгадку неисправности того или иного параметра, того или иного прибора.
А когда и ему не удавалось найти причину отказа, то тогда приезжал начальник инженерной службы полка капитан Тузов. Выше среднего роста, слегка сутулый человек с испитым лицом и в офицерской фуражке со сломанным козырьком и вынутой когда-то давно для пижонства пружиной обладал какими-то необъяснимыми материальной марксистской наукой качествами. Он был гений.
Помню, все офицеры собирались вокруг него в кружок и с благоговейным удивлением следили за его на первый взгляд беспорядочными манипуляциями над пультом регламентных проверок. Но проходили минуты, максимум полчаса, и все начинало снова РАБОТАТЬ! Это было непостижимо. Но, по-видимому, благодаря именно таким народным самородкам, зачастую имеющим за спиной только среднее военно-инженерное училище, наши ракеты попадали в цель. С 1969 по 1974 год полк трижды проводил боевые стрельбы по полигону и выполнил их на «отлично». Многие офицеры и солдаты получили тогда заслуженные боевые ордена и медали…
Обычно после удачно завершенного регламента мы собирались в дивизионной офицерской гостинице и разливали в граненые стаканы полфляги спирта под тушенку с вареной картошкой. Причем, как вполголоса говорили ветераны, на регламент только одной ракеты положено было отпускать 20 литров спирта, а мы проверяли их целых три! Но, как говорится, спирт нужен всем, в том числе и командованию, принимавшему многочисленные проверки из Москвы и из штаба армии в Виннице…
Худое лицо капитана Тузова, которого зачастую на регламент привозили прямо из очередного запоя (из-за чего ему никогда не светило получить майорские погоны), озаряло вдохновение. Он произносил небольшую речь и традиционно провозглашал наш главный тост: «За тех, кто в яме!» (ямой, кто не знает, ракетчики называют свои шахты)…

Грунтовые воды

С моим призывом в полк прибыло одновременно 17 офицеров-двухгодичников из Москвы, Казани, Тулы и Куйбышева (ныне Самара). Без подпитки специалистов с гражданки тогдашняя огромная армия существовать не могла, так как кадровых офицеров катастрофически не хватало. Именно поэтому после окончания учебы в вузах нам присваивали лейтенантские звания и призывали на службу.
Среди нашего брата были, в основном, обычные ребята, но встречались и талантливые технари, а то и просто герои.
Одним из таких героев был Валера Кузнецов из более раннего призыва, родом из подмосковного Подольска, выпускник МАИ.
Однажды в полк нагрянула проверка из Москвы. Проверяющие в больших званиях в сопровождении местных командиров спустились в ракетную шахту, и тут, как специально, произошло непредвиденное – в помещения шахты хлынули неизвестно как прорвавшие защиту грунтовые воды!
Проверяющие – пузатые дядьки – мгновенно оказались наверху, все остальные тоже. И только оказавшись в безопасности, все вдруг осознали, что если вода прорвется в саму шахту, где стояла заправленная ракета с боеголовкой, то последствия будут непредсказуемыми. Не растерялся только Валера Кузнецов, который, не запаниковал и не бросился вслед за всеми наверх, а остался в шахте. Не думая о грозящей ему опасности, он, сдирая в кровь руки, задраил люк в ракетную шахту и только тогда уже поспешил наружу. Ракета была спасена.
Аварию устранили, дыру заделали, воду откачали. А руководитель московских проверяющих молча снял со своей руки часы и подарил их Валере. Медаль за мужество и отвагу ему никто не предлагал – докладывать наверх о случившемся ЧП никто не собирался – себе дороже…

Отказавшие тормоза

Со мной на частной квартире жил лейтенант Эльдар Рафиков, татарин родом из глухого села Верхняя Терешка. Он был младше нас, из следующего за нами призыва.
Служить его определили в ОУР (отделение установки ракет) 1-го дивизиона. Это был худой немного странноватый парнишка. Ничего выдающегося мы в нем не замечали. Но однажды он приехал из дивизиона весь бледный, как будто снятый с креста. Мы долго упрашивали его рассказать, что с ним случилось. И он поведал жуткую историю.
Нужно было перегнать на 2-й дивизион учебную ракету. Если боевые ракеты перевозят в сопровождении охраны, а спереди и сзади колонну страхуют от автопроисшествий огромные КРАЗы, то учебную ракету отправили на старом тягаче, которым управлял молоденький солдат-первогодок. Старшим к нему в кабину назначили нашего Эльдара. В армии солдаты самостоятельно не ездили, обязательно в сопровождении офицера. Так было положено.
Выехали днем, в окно между американскими спутниками. Дорога на 2-й дивизион лежала по плоскогорью между бескрайними маковыми полями. И вот на одном из спусков совершенно неожиданно отказали гидравлические тормоза, и многотонный тягач с огромной ракетой понемногу ускоряясь пополз вниз, съезжая с дороги в сторону пропасти. Солдатик впал в ступор, вцепился в руль и застыл, зажмурив глаза. Эльдар, который на таком тягаче ехал первый в раз в жизни, попытался крутануть руль, но гидравлика отказала всюду – и тормоза, и руль не работали. Тогда лейтенант попробовал открыть свою дверь – оказалось, что на его двери нет внутренней ручки!
И тогда Эльдар перелез через солдата и выскочил из тягача через его дверь наружу. Спрыгнув, он в панике огляделся. Огромная махина с колесами в человеческий рост уже сползла с дороги и катилась прямиком в пропасть.
За гибель ракеты, хоть и учебной, можно было угодить под трибунал – а это тюрьма! В отчаянии Эльдар бросил под колеса свою фуражку – тягач продолжал ехать. Затем шинель – тягач ехал. И тогда молоденький лейтенант, мгновенно оглядевшись, заметил огромный камень в пятидесяти метрах от дороги и побежал к нему. Как он его поднял, как дотащил, Эльдар уже не помнил. Он помнил только, как бросил его под переднее колесо тягача, и многотонная махина наконец-то остановилась…
Он вытащил из кабины трясущегося пацана, обессилено сел рядом и, обхватив лицо руками, зарыдал…

Упавшая боеголовка

Полк наш был укомплектован устаревшими ракетами, поэтому и техника на его
вооружении была довольно старая. Это неизбежно приводило к разным авариям. Но иногда они происходили и по другим причинам. Одно из таких происшествий я запомнил на всю жизнь.
Ночью колонна из КРАЗов и машин охраны выехала в сторону секретной железнодорожной станции, куда должны были в специальных вагонах, замаскированных под обычные гражданские, привезти новые ракеты из арсенала. Я, как и несколько моих товарищей, ехали старшими на машинах. По пустынной дороге в сопровождении ГАИ мы добрались до станции, поприсутствовали при погрузке ракет на транспортировочные тележки, и повезли их в другой дивизион. Благополучно передав их коллегам, мы пошли досыпать в офицерскую гостиницу. А утром узнали, что ночью произошло ЧП.
При попытке присоединить к ракете боеголовку установщик, в котором сидел водитель-новичок, перевернулся, не выдержав веса головной части, и та со всей дури ударилась о бетон. Говорят, даже искру высекла!
Можно представить себе немую сцену: все на одно, самое страшное, мгновение замерли в испуге, а потом командиры-начальники бросились с матом осматривать упавшую головную часть, а потом выяснять причины аварии и искать виноватых. Ядерный взрыв, слава Богу, нам не грозил – там защита не только от таких случайностей предусмотрена - это поняли почти сразу. Но ГЧ помяли. А это уже подсудное дело.
Стали выяснять, ПОЧЕМУопрокинулся установщик?! Оказалось, солдат забыл выставить кран на специальные упоры, которые предохраняют его от опрокидывания (а, может, они были просто несправны). А старший офицер тоже почему-то про это не вспомнил…
Что тут делать?! Докладывать наверх о таком ЧП – это полетели бы головы не только командира полка и дивизии, а и людей с гораздо большими звездами. Поэтому про аварию умолчали – по всеобщему согласию, а наказали одного старого майора, командира ОУР, который уже готовился к пенсии, разжаловав его в капитаны и переведя от греха подальше в другой полк. На том дело и замяли…

Война, особенно, ядерная, никогда не начинается внезапно. Всегда есть некий период ухудшения политической обстановки между странами-соперниками, во время которого командование принимает меры по спасения своего ядерного потенциала. Понимая, что дислокация ракетных шахт давно известна как одной стороне, так и другой, с целью спасти свои ракеты от ядерного удара, в нашей армии создавались из подручного транспорта специальные ОВБГ (отряды восстановления боевой готовности). В предкризисный момент по команде сверху они должны были выехать в специально намеченные точки подальше от ракетных шахт, по которым будет наноситься ракетный удар вероятного противника, чтобы затем вернуться на боевые позиции и попытаться восстановить полуразрушенные боевые объекты и организовать ответный залп. Кстати, это уже не секрет, ракеты нашей Кавказской дивизии были нацелены на северные города Китая, отношения с которым у СССР в 70-х годах были не очень…
Такой ОВБГ был и у нас в полку. В него были включены почти все машины Группы регламента, в которой я имел честь служить. Но вся беда была в том, что полк наш был старый, и машины в нем были старые, изношенные. Конечно, время от времени к нам поступали новенькие авто, но такой уж был порядок в безмозглой Советской стране, что их тут же отправляли вместе с солдатами, как у нас говорили, на «целину» - то есть, на уборку колхозного урожая где-нибудь в Сибири или на Урале. Оттуда они возвращались разбитыми в хлам. Вот на этих полуживых машинах нам и поручалось восстанавливать боеготовность ядерных сил любимого полка.
Машины эти, к моему несчастью, числились на мне, как на начальнике 4-го расчета Группы регламента. Когда мне их во время щедро накрытой «поляны» передавал по акту мой предшественник, я еще ничего не подозревал, потому что и сегодня не шибко силен в автотехнике. Но после «приемки» оказалось, что двигатели есть НЕ у каждой машины. Поэтому наш отряд ВБГ, выезжая на очередную «тренировку», напоминал собой колонну инвалидов на костылях, только костылями были жесткие сцепки, на которых машины с моторами тащили машины БЕЗ моторов.
Это было ужасно. Но так было, и с этим нужно было жить…
Я думаю, что наш отряд восстановления боевой готовности в любом случае справился бы с боевой задачей, но не потому что, а ВОПРЕКИ всем обстоятельствам. Потому что там служили такие люди, которые не боялись никаких трудностей.
А машины свои, уезжая из полка, я точно так же через накрытую «поляну» передал сменщику - юному лейтенанту Андрюше Квасу из Киевского политеха. Мы, офицеры, верили друг другу, и какая разница, были моторы или не были – все равно воевать пришлось бы на том, что есть. Не я это придумал…

Японская правда

Мне рассказывали - давно, когда я еще служил, что видели смешной японский мультфильм про наших и американских ракетчиков. У американцев в мультике все было автоматизировано, все было точно и классно. Но вот когда они навели ракету на большую бумажную мишень (наподобие той, что в тире), та стартанула и упала… рядом с мишенью, не долетев до цели.
А затем показали наших ракетчиков. Советские офицеры в погонах с большими красными звездами, одетые почему-то в обмотки и лапти, пили водку и хлебали щи из общего котелка в какой-то деревянной избушке, по-видимому, символизирующей казарму. По сигналу тревоги они шустро прибежали к советской ракете, открыли как крышку ее боеголовку и начали заливать внутрь ведрами, на глазок, горючее. Затем подняли ракету веревкой, перекинутой через сук дерева, в вертикальное положение. Пуск – и она ударила ТОЧНО в мишень!
Да, так, по большому счету, все и было…

И все же… Несмотря на все эти глупости, аварии и несуразности, армия наша жива. Живы и Ракетные войска стратегического назначения. Именно они, наши грозные «войска, которые никогда не воюют» (и, не дай Бог, чтобы когда-нибудь воевали) удержали и удерживают зазнавшихся америкосов от того, чтобы навязывать свою волю всему миру. Именно из-за наших ракет нет больше мировых войн на планете.
Давайте об этом помнить.
И я верю (я просто УВЕРЕН!), что наши ракеты ВСЕГДА будут попадать точно в цель, несмотря на весь этот прошлый и теперешний бардак в нашей стране. Потому что в «войсках, которые не воюют» служили, служат и всегда будут служить ТАКИЕ парни, как Валера Кузнецов, Эльдар Рафиков и капитан Тузов…

Николай Владимирович Юдин , выпускник 1971 года Пермского высшего командно-инженерного училища (ПВКИУ). 44 года отдал службе в армии, из них 37,5 лет - службе в Ракетных войсках стратегического назначения . Сейчас генерал-майор запаса находится на пенсии и пишет книгу воспоминаний, на наш взгляд, совершенно уникальную. С его любезного согласия мы публикуем отрывки из будущей книги, посвященные нелегким событиям в жизни РВСН.

Мне исключительно приятно всегда было общаться с молодыми офицерами, прибывающими после училищ для прохождения службы в ракетных частях. Уже в середине 80-х годов был разработан целый ритуал встречи и ввода их в строй, обеспечения жильем, устройства детей в детский сад или ясли. Учитывались и другие маленькие бытовые хитрости, без которых жизнь молодого офицера иногда превращалась в сплошные мучения. Поэтому в каждой ракетной дивизии разрабатывался план приема молодых офицеров и ввода их в строй, где были учтены все ранее перечисленные вопросы.

Все офицеры-выпускники приезжали, в основном, из городов-миллионников, и районные центры не всегда их радовали, особенно их жен. Бывало, на этой почве, чего скрывать, и такое, что жены уезжали и семья распадалась.

Луцк был особым местом, куда служить стремились все. Как говорили в офицерской среде, Луцк - это край, похожий на рай. Наверное, так и есть! Областной центр Западной Украины, город с тысячелетней историей и самобытной культурой. Офицеры, почти все 100%, обеспечены квартирами. Недалеко от центра города был даже специальный квартал ДОС (дома офицерского состава), где проживали офицеры управления дивизии, полков и частей спецвойск и тыла. Поэтому-то офицеры очень дорожили службой в Луцке и не стремились уезжать даже на повышение в другие Богом забытые места. Молодые офицеры тоже почти все хотели служить в Луцке. Но одно дело хотеть, а другое - куда тебя назначат.

Но вернемся к ритуалу. Так было в 80-х. А в 70-е годы никто и не думал о порядке встречи прибывающих офицеров. Командованию, видно, было не до нас, решали более важные с их точки зрения вопросы. А молодежь пусть сама узнаёт, «почем сотня гребешков» и сама преодолевает те трудности, с которыми столкнется!

После выпуска я попал не в самое плохое место в Ракетных Войсках, в 170-й ракетный полк, который дислоцировался в белорусском городе Лида. Чистенький, аккуратненький, компактный районный городок, где уже к 6 часам утра все улицы были подметены, а в жару политы водой. В тот 1971 год в Лиду нас прибыло человек 25. Но в Лидском полку оставили всего пятерых. Это были двое истинных ракетчиков из Пермского ВКИУ (я и Володя Щербинин), два медика из Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и один спец по ракетным топливам и ГСМ из Академии имени Дзержинского. Остальных судьба разбросала кого куда. Кто-то поехал в Слуцк, кто-то - в Гезгалы и Новогрудок.

По большому счету, все были довольны, кроме тех, кто попал в Гезгалы - пять домов, школа, детский сад, клуб, большое озеро, а кругом - лес, лес и лес. И никакой работы для жен. И вот мы, пятеро, в парадной форме, начищенных сапогах, как новые только выпущенные на Монетном дворе медные пятаки, предстали перед командиром 170 ракетного полка полковником Валентином Ивановичем Горшковым. Полковник Горшков был старой, еще той, фронтовой, закалки. Ростом под два метра, с бородавкой на носу и прямой спиной, словно лом проглотил, он своим внешним видом внушал даже страх. Говорил он медленно, четко выговаривая каждое слово и делая небольшие паузы, но всегда по сути. В последующем, только увидев его издалека, я всегда старался обойти его стороной, не дай Бог задаст какой вопрос, а, хуже того, даст какую-то работу.

После представления командиру кадровик представил нас заместителям командира полка, а потом нас двоих отвел к командиру 1-го дивизиона подполковнику Неверову. Это уже был совсем другой человек. Как потом мне стало известно, у него была кличка «трясогузка», а народ даром клички не дает. Вечно куда-то спешащий и всего боящийся, говорил он неразборчиво, проглатывая слова. У нас он спросил только, куда нас распределили, и отправил с помощником дежурного по дивизиону во вторую батарею, к командиру батареи гвардии майору Ивану Ивановичу Старовойтову. Иван Иванович поставил главные задачи, разъяснил порядок сдачи на допуск к самостоятельной работе. И задал нам вопрос: «А где вы разместились и как устроились?» Это был первый командир, который задал такой вопрос. Мы ответили, что живем с женами и детьми в общежитии, что деньги кончаются, а в общежитии за проживание дерут неподъемную для нас плату, словно мы приехали не служить, а в командировку. Он сказал что разберется, посоветовал, к кому обратиться, и дал два дня на обустройство и поиск квартиры. С помощью вездесущих прапорщиков батареи мы достаточно быстро нашли съемные квартиры и через два дня были уже в строю, начали осваивать технику и знакомиться с заведенными порядками. Моя жена, надо сказать, со своим высшим фармацевтическим образованием уже на второй день была принята на работу - заместителем управляющей районной больничной аптеки. А с помощью главного врача этой больницы сын был устроен в детские ясли. Бытовые проблемы моей семьи на этом этапе были решены! Попали мы с Володей Щербининым с освоением боевой техники «как кур в ощип». В Пермском ВКИУ изучали и войсковую стажировку проходили на 8К84 (SS-11 по классификации НАТО), а попали служить на «старушку» 8К63 (SS-4).

К слову сказать, ракета эта выпускалась тоже в Перми на заводе имени В. И. Ленина («Мотовилихиские заводы»). Мало кто даже в Перми знал об этом. А сейчас появились подробные публикации. Например, эта: http://www.arms-expo.ru/articles/124/72950/. Но вернемся в Лиду. Я был назначен на должность старшего оператора заправки, а Володя старшим оператором НКС (наземная кабельная сеть). Достаточно быстро мы сдали на допуск к самостоятельному дежурству: базовые знания, приобретенные в училище, позволили это сделать. И… понеслась!

Дежурили тогда по неделе, причем не так, как позже - «прикованными цепями» к креслу и пульту пуска. Вся дежурная смена находилась на территории жилого городка, а в боевую зону мы прибегали только по сигналу «Тревога». И дальше приступали готовить ракету к пуску или на регламент и обслуживание. Дежурил я всегда с комбатом. И все подъемы и отбои личного состава были, естественно, мои. То есть, «молодого», как он любил меня называть. А было еще три, а то и четыре караула при гауптвахте за смену. И все это ложилось на мои плечи.

Я не роптал, понимал, что комбату, который был уже в возрасте, утром хотелось поспать, а вечером почитать или просто расслабиться и отдохнуть. К концу смены я уставал страшно, еле ноги волочил. И в кунге, который вез офицеров на «зимние квартиры», где все обычно играли в карты с момента посадки и до самой высадки, моментально засыпал и просыпался только тогда, когда уже после остановки меня кто-нибудь расталкивал.

4-е отделение (заправщики), наверное, самое хлопотное отделение в батарее. Нас еще называли «бочкарями». В отделении были: две «бочки» 8Г131 с окислителем АК-27И и СРГСовскими шлангами (стальные рукава герметичные сварные), таскали эти «бочки» КРАЗы-214; «бочка» с горючим ТМ185 и пусковым горючим ТГ-02 с тягачом АТТ; машина для заправки перекисью водорода 8Г210 на базе ЗИЛ-157: заправщик окислителем 8Г113; два «водообмывщика» 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и была еще одна машина на две батареи 8Г11 - для хранения и транспортировки перекиси водорода. И все это хозяйство в нужный момент должно было доехать до старта, заправить ракету всеми четырьмя компонентами ракетных топлив и еще успеть своевременно «смыться», то есть уехать со старта при заправке из полной боевой готовности…

Начальник отделения капитан, а в то время начальники отделений уже все были капитанами, Николай Афанасьевич Ефименко был уже в возрасте. И все, что касалось обучения и воспитания подчиненных, а также обслуживания техники возложил на мои широкие плечи. Сам он редко появлялся на регламенте, да и на занятиях по специальной подготовке. Его страстью была игра в карты, причем, не в преферанс, а в элементарную буру. Проигрывал часто и много, потом отыгрывался, но почти всегда оставался в минусе. Много раз я пытался его оторвать от этой пагубной страсти, но у меня так ничего и не получилось - он по-прежнему продолжал играть и проигрывать. Он был «упертым» в этом отношении, а в остальном - прекрасный человек.

Помню, как сейчас, мой первый самостоятельный выход на полевые позиции на учениях «Запад-72». Все началось действительно внезапно, в ночь на 9 марта, когда страна еще не отошла от поздравлений женщин. Моя задача была доставить 8 «бочек» с окислителем в полевой район, который находился на расстоянии 120 километров. Погода в это время в Белоруссии мерзкая, моросящий дождь, на асфальтовом покрытии гололед. Колеса цистерн еще на сооружении к бетонке «прилепились» так, что сдвигать одну цистерну приходилось двумя тягачами в сцепке.

К 23 часам вечера колонна была готова к маршу, старшие на КРАЗах сержанты, начальники расчета окислителя и водители проинструктированы мною. Тронулись. Я на передней машине возглавляю колонну. Скорость 20 км в час, не больше, гололед. Приблизились к маленькому подъёмчику и мой КРАЗ забуксовал. Колонна встала! Цистерну - на стояночный тормоз, отцепили. Под колеса КРАЗа подсыпаем песок. Еле-еле КРАЗ вылез на горку.

Что делать дальше? К первому КРАЗу прицепили второй, что шел сзади. Прицепили цистерну, сняли ее со стояночного тормоза, засыпали всю дорогу песком, тронулись, под КРАЗЫ постоянно подсыпаем песок. И внатяг удалось цистерну сдвинуть с места и потихоньку вытащить на взгорок. Но это всего лишь одна. А их еще семь. Тут «понаехали» советчики из полка, а точнее, из города. Почти все нетрезвые и начали учить, как правильно все сделать. Послал всех на известные три советские буквы, в том числе, и главного инженера полка. И потихоньку вытащил все оставшиеся 7 цистерн. И далее продолжил марш уже без проблем и советчиков. А с главным инженером полка тогда вышел спор нешуточный. Он всегда всех старался подчинить себе, и отодвинуть исполнителя в сторону. Я его тогда спросил: «Вы в дежурной смене? Нет! Так вот, отойдите и не мешайте мне выполнять задачу, а если хотите - сами возглавьте колонну». После этих моих слов он отошел в сторону и в моё руководство больше не вмешивался.

Набегался на холодном сыром ветру, проникающем под теплую одежду, напереживался за выполнение задачи, сел в кабину КРАЗа - и тут появилась другая напасть: просто смертельно захотелось спать! Не только мне - водителю тоже. Шел второй час ночи. Остановил колону, вызвал старших к себе, рассказал, что делать. И все мои водители и старшие, в том числе и я, сделали пробежку от начала колонны до её конца. Сон прошел, снова двинули в путь. Еще раза три или четыре сделали такие же пробежки и к 8 часам утра организованной колонной прибыли на полевую позицию, называемую в то время СЗПР (секретный запасной позиционный район). Позже мои «бочкари» помогали первому отделению устанавливать СП-6, копая и вгрызаясь в промерзлую землю ломами и лопатами, чтобы в последующем установить на СП-6 пусковой стол. Задачу на этих учениях дивизион выполнил, а вот как - мне это было неизвестно. Результаты до «сопливых» лейтенантов в ту пору почему-то не доводили. Вот так закончился мой первый боевой самостоятельный выход на полевые позиции, который многому меня научил и много дал командирской практики. Сколько будет их еще впереди, я тогда и представить не мог

Однажды мне удалось попасть в Тейковское ракетное соединение в Ивановской области. Журналистам и блогерам показали выезд пусковой установки ПГРК «Ярс», фрагменты действий подразделений охраны по отражению атаки потенциальных диверсантов, учебную базу и казармы нового типа.

Поводом для приглашения прессы стало перевооружение второго по счёту полка Тейковского ракетного соединения на ПГРК «Ярс» с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24.

ТТХ ПГРК «Ярс» пока являются закрытыми для печати. Сказали только, что по своим основным характеристикам он во многом сопоставим с ТТХ ПГРК «Тополь-М», но совершеннее. В отличие от моноблочных ракет «Тополя-М» ракета РС-24 - с разделяющимися головными частями, т.е. боеголовка поражает сразу несколько целей. По сравнению с ракетным комплексом «Тополь» подвижные грунтовые комплексы «Тополь-М» и «Ярс» обладают улучшенными боевыми и эксплуатационными возможностями, повышена безопасность комплексов в случае возникновения аварийных ситуаций: удар молнии, короткое замыкание в электрических цепях, пожар и т.д.

2. «Ярс» выезжает из ангара

4. Во всей красе (снимать разрешено только с определенных утвержденных ракурсов)

6. Механик-водитель

10. Член экипажа

11. После того, как нам показали сам ракетный комплекс, мы стали свидетелями учебного занятия по отражению действий диверсионной группы.

12. Предполагаемый противник окружён

13. и уничтожен

14. Военнослужащие возвращаются к своим обязанностям

После зрелищного действия нас ждал сытный обед в штабной столовой. Затем мы отправились смотреть на быт военнослужащих: новые казармы и учебные классы. Помимо перевооружения полка в ракетном соединении прошло обновление жилого фонда, появились современные тренажёры для подготовки механиков-водителей ПГРК «Ярс» и машины сопровождения.

15. Солдатская столовая

18. Тренажёры для отработки процессов управления и запуска ракет

21. В помещении караульной службы прошла отработка отражения диверсионной атаки

Солдатский быт. Построены современные казармы кубрикового типа.

25. Кровати теперь одноэтажные

26. Тренажёрный зал

27. Забавные деревянные муляжи автоматов, ножей и лопаток

29. Коптёрка

30. Сушилка для одежды и обуви

31. Душевые

33. Здесь можно привести в порядок форму: подшить, погладить, растянуть шапку

34. Учебный класс

Наконец, самое интересное - 3D-тренажеры для подготовки механиков-водителей. Всё очень реалистично. Тренажер помогает моделировать различные сложные ситуации: от плохой видимости и бездорожья до обстрела. Также можно моделировать поломки самой машины. При этом машина ведет себя очень натурально: трясется, наклоняется, даже звуки издает реальные. На тренажерах в основном отрабатываются ситуации, которые сложно или невозможно отработать в реальных условиях.

35. Кабина механика-водителя ПГРК

37. Кабина механика-водителя машины сопровождения

Желающим дали попробовать свои силы в качестве водителя:) Стоит отметить, что автомобиль я водить не умею - пробовала один раз - трогалась и проезжала по прямой несколько десятков метров. Конечно, было сложно. Сначала вообще не чувствовала управления. Первые несколько секунд, несмотря на реальность ощущений внутри кабины, 3D пейзаж впереди несколько сбивал. К этому удалось привыкнуть довольно быстро. Но рулить я пыталась слишком нежно:) Потом поняла, что нужно делать, и наконец смогла попасть «колёсами» в колею и проехать так немного (не без помощи настоящего механика-водителя, конечно). Я даже пару несложных поворотов преодолела. Но на крутом повороте вылетела с дороги и свалилась в кювет:) Денис говорит, что моя виртуальная авария даже немного поцарапала вполне реальную дверь тренажёра.

В рамках рубрики "Портрет воина" корреспондент информационного агентства сайт побеседовал с военнослужащим Таманской ракетной дивизии. Прапорщик рассказал, по какой причине выбрал Ракетные войска стратегического назначения и почему нужно быть строгим с подчиненными.

Расскажите о месте своей службы, как поступили туда?

Служу в Ракетных войсках стратегического назначения. В 18 лет поступил на обучение в филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого в Серпухове Московской области. Там обучался 2 года и 10 месяцев, затем отправили по распределению в город Аткарск.


Что знаете про историю своей части?

Подразделение сформировалось в сентябре 1961 года в пос. Биробиджан. В его состав вошли батальоны, входившие в 229-ю истребительную авиационную Таманскую дивизию и в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Первое боевое дежурство новообразованная дивизия начала в 1964 году. В 1964 году передислоцирована в поселок Татищево Саратовской области и вошла в состав 18-го отдельного ракетного корпуса. Выведена из него и передана 27-й гвардейской Витебской армии в июне 1970. В 1978 г. Награждена орденом Октябрьской революции, а в 1982 году получила наименования "60-летия СССР". Сегодня подразделение оснащено шахтным ракетным комплексом и почти 50-ю ракетными установками "Тополь-М".


Как вас кормят? Что обычно дают на завтрак, обед и ужин? Какой примерный вес или размер порций?

Кормят замечательно. На завтраке наедаешься - и до обеда полон сил. Едим молочную кашу, шоколад, гречку, сметану, макароны, куриное, свиное и говяжье мясо, различные супы: борщ, рассольник, солянка, щи - все очень вкусно и полезно. Примерный размер порций назвать не могу, главное, что наедаюсь.

В каких условиях живете, какие возможности есть по проведению свободного времени в самой части и за ее пределами?

Живу дома, так как служу в звании прапорщик, на территории части есть спортзал, где можно подтянуть себя в плане спорта. А вообще, целый день приходится много работать.

Расскажите про свои персональные и командные достижения во время службы.

Выработал командный голос, обучился правильно подавать команды при передвижении строем. При праздновании 70-летия победы в Великой Отечественной войне принял участие в параде.
Каковы ваши планы на службу? До какого звания Вы хотели бы дослужиться в вооруженных силах?

Грандиозных планов не строю, но ставлю небольшие цели: поступить в вуз, получить высшее образование и стать офицером - как минимум, майором.

Расскажите про отношения между офицерским составом и рядовыми. Помогают в решении проблем?

Командиры отзывчивые, понимающие и грамотные люди, плохо о них не отзовешься. Я тоже являюсь командным составом и связующим звеном между военными срочной и контрактной службы. Всегда готов пойти на компромисс. Стараюсь быть учтивым в проблемах, как и мои сослуживцы, всегда готов чем-то помочь.

Довольны ли текущим уровнем технической оснащенности вашего подразделения?

Вполне, все абсолютно устраивает. Доволен всем выдаваемым оснащением. Например, формой ВКПО. Она рассчитана на любые погодные условия: дождь, снег, жару, мороз. В комплекте масса вещей, спасающих от всевозможных природных напастей.

В дождь носим прорезиненную ветровку со штанами, в мороз - утепленную жилетку, демисезонный костюм, теплые зимние берцы (каждый весом в 2 кг), шапку, подшлемник (или маску/балаклаву), под шею флисовый воротник, зимнее нательное белье.


В жару надеваем легкую куртку и штаны - и кожа дышит, и внешний вид остается соответствующим военному человеку.

Конечно, есть минусы: в зимней форме даже в лютый мороз бывает довольно жарко. Но стоит что-нибудь снять - мерзнешь. Еще желательно не цепляться за острый предмет вроде гвоздя или стекла - одежда порвется и будет виден шов.

Как вы оцениваете качество боевой подготовки?

Все на высшем уровне. Производятся различные занятия по улучшению различных навыков подготовки.

Что Вы улучшили в первую очередь, став командиром?

Каждый командир вносит что-то свое по усмотрению и совещается со своими заместителями, это всем известный факт. Поэтому я не готов ответить на такой вопрос.

Почему Вы выбрали пойти на службу именно в войска РВСН?

Мой дедушка - полковник РВСН. Я пошел по его стопам, решил продолжить династию военных в нашей семье.

Интересуетесь ли другими видами Вооруженных сил?

Интересуюсь, но не имею желания переходить куда-либо. Куда отправили - там служу и буду служить.

Читаете ли военную литературу, отраслевую прессу?

Из литературы предпочитаю фантастику, а так периодически почитываю газету "Красная Звезда".
Задумывались ли Вы уже о получении жилья от Минобороны?

Конечно, от армии необходимо брать все. Ведь не каждый сможет вынести эту нагрузку: жить по уставу, распорядку и прочее.

Какой способ считаете оптимальным для себя: военная ипотека, обеспечение жильем в натуральном виде, жилищная субсидия?

Военная ипотека. Служишь, идут года, ипотека погашается за счет государства.

Как Вы считаете, оправдана ли отправка срочников на службу в такие стратегически важные виды войск, как РВСН или Вам комфортнее было бы служить в коллективе профессионалов-контрактников?

Скажу честно, я сам служу в войсках не так давно, до этого был курсантом. Поэтому в "армейские будни" вживаюсь до конца и не могу сказать, где мне было бы хорошо.

Солдаты срочной службы нужны во всех родах войск, везде интересно и полезно служить.
Сейчас Вы командир, а какое-то время назад были таким же солдатом, какими сейчас руководите. Каково оказаться по ту сторону баррикад?

Это нормально: первое время в свои 18 я жаловался, как и все. При выпуске из Академии я начал понимать, почему командиры так себя ведут. Работа с личным составом, как работа с детьми: не слушаются - начинаешь тратить на них нервы. Нужно быть строже, чтобы на шею не садились - проверено.

Если вы военнослужащий и хотите рассказать сайт о жизни в своей части, ваших достижениях или возникших проблемах, обращайтесь в нашу редакцию. Напомним, что согласно Закону о СМИ, редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения на условиях анонимности.